Posted 15 июня 2021, 16:00

Published 15 июня 2021, 16:00

Modified 7 марта 2024, 13:43

Updated 7 марта 2024, 13:43

Жалеют, воруют или берут свое? Как зарабатывают контролеры в электричках

15 июня 2021, 16:00
Сюжет
Штрафы
В социальных сетях обсуждают странное поведение российских контролеров, которые стараются облегчить жизнь и пассажирам, и самим себе.

Известный журналист Роман Супер описал в своем блоге два эпизода, которые случились с ним в общественном транспорте во время командировки в Питер:

«Едем на автобусе из Репино в Комарово. Платить за проезд нужно при выходе из автобуса водителю. Выход только из передней двери. Местные прикладывают проездные к валидатору и выходят. У меня нет проездного. И нет наличных. Заплатить картой нельзя. Что делать? Водитель внезапно предлагает кинуть деньги за проезд на его карту. 110 рублей за два билета. Удивляюсь, но соглашаюсь, других вариантов-то нет. Но между Репино и Комарово не находится мобильный интернет. Кинуть деньги за проезд тоже нельзя. Смотрим молча с водителем друг на друга. Западня. Водитель отрывает два билетика, на обратной стороне пишет номер своей карты и обнимает на прощание тремя словами — «я тебе доверяю».

Гуляем. Пора возвращаться в город. Бежим на электричку до Петербурга. Не успеваем купить билеты. Забегаем в вагон. Контролёр. Очень извиняемся, что не успели купить билеты и спрашиваем, можно ли купить сейчас, находясь в вагоне. Можно, но тогда билет вместо 70 рублей будет стоить 170. Неприятно, но что поделать? Достаю карту, давайте два билета. Контролёр смотрит на меня, как на идиота: одной рукой останавливает мою попытку заплатить, а другой показывает на камеру, которая торчит из контролёрской жилетки. Контролёр отходит в сторону, снимает жилетку, вешает её на сиденье и снова подходит к нам: «Сейчас я вернусь и спрошу, откуда вы едете, вы ответите, что едете из Солнечного, там нет кассы, билет будет стоить не 170, а 55 рублей, понятно?» Теперь я смотрю на контролёра как на идиота, но киваю головой — понятно. Всё так и происходит: контролёр подходит снова в жилетке, из которой торчит камера, Солнечное, 55 рублей вместо 170, счастливого пути…»

Почти такой же случай описал в своем блоге другой журналист, Дмитрий Ежков:

«О, если б вы видели, как я вчера покупал билет на электричку - Служба внешней разведки отдыхает. Я сел на станции, где не было касс - купить билет было негде. В поезде пришла контролёрша. А у меня- только карта, и ни копейки наличкой. "Я могу перевести"- говорю я ей. "Не могу," - отвечает контролерша и пальцем показывает на видерегистратор, который висит у неё на груди. "Вы все-таки поищите деньги," - громко говорит она, а сама что-то пишет на клочке бумажки. "Я к вам ещё подойду,"- говорит она и незаметно сует бумажку мне в руки. Я разворачиваю - там её номер телефона.

Я понимаю, что это предложение не познакомиться, а предложение заплатить за проезд в обход государственного кармана. Но на бумажке нет суммы. Я подхожу к ней и интимно приблизившись к её уху почти шепчу: 'Сумму скажите." Она молча набирает на кассовом аппарате цифру и показывает мне. Я сажусь на место и с телефона перевожу ей деньги. Она вопросительно смотрит на меня. Я глазами показываю: готово. Она достает свой телефон и проверяет. Потом снова подходит ко мне и обращаясь к тем, кто сидит за моей спиной говорит: "Ну-ка, не шумите". Там, кстати, никто и не шумел. В это время она незаметно для регистратора печатает билет и не поворачиваясь ко мне, сует мне его в руки. Дальше я еду уже обилеченный. Вот так мы с контролершей ловко обокрали вчера государство. Контролерша получила небольшую сумму денег, а я огромное удовольствие от процесса…»

Комментаторы этих публикаций пытались объяснить, что это было: альтруизм контролеров или же наоборот – самая настоящая коррупция?

Дело в том, что по правилам РЖД, «размер сбора за оформление билет в поезде составляет 100 рублей, а при оформлении на станции назначения (в кассе «на выход» или через билетный автомат) 200 рублей. Безбилетное физическое лицо, обнаруженное в поезде пригородного сообщения, обязано приобрести билет с внесением платы за проезд исходя из действующих тарифов в соответствии с категорией поезда, классом вагона и маршрутом следования от станции отправления до станции назначения, а также с уплатой сбора за оказание услуги по оформлению билета в поезде или по окончанию поездки…»

То есть кондуктор при оформлении билета в поезде возьмёт с вас стоимость билета + 100 руб, а в кассе на выход - минимальный тариф (кто скажет, что он едет издалека?) + 200 руб. А если на станции, откуда вы садитесь, вообще не предусмотрена касса, то будет стоять такой столбик с кнопкой - нажимаете, вам дают квитанцию. И по ней контролёр в поезде уже оформит без дополнительного сбора.

Несколько лет назад издание The Village посвятило этой теме большой материал, в котором, в том числе говорилось и о том, как контролеры зарабатывали в те времена, когда у них не было кассовых аппаратов, и как теперь:

«Раньше контролёров уважали и сюда было очень трудно попасть. Попадали на такую работу по большим связям. Старые эржэдэшники, которые сами были сначала контролёрами, становились начальниками участка, потому что у них опыт, выслуга лет, связи опять же, и своих людей тянули на освободившиеся места. Раньше не было кассовых аппаратов. Проезд стоил 30−40 рублей, контролёры просто шли по вагону и собирали бабки в карман — не себе, всем. За целый день ты мог собрать 100 тысяч рублей, приходил на участок: 20 — начальнику, 20 — проверяющим, 20 — себе. Остальное, 10 тысяч — руководству. Это официальная сумма, которая шла в кассу, это то, что ты якобы реально собрал за день. И эта система работала годами, ничего не вскрывалось. Мы могли в день и 40 тысяч рублей положить себе в копилку. Понятно, что есть более выгодные направления, где больше людей ездит, есть менее выгодные…»

Однако, потом начальство РЖД решило реформировать эту систему, уволило старых работников и наняло новых:

«Альтернативу новым работникам предложили неплохую: ходите честно, не воруйте, не кладите плату за билет в карман, а мы вам дадим нормальную официальную зарплату. Вернее, официальная зарплата мизерная — 8 тысяч. Но в зависимости от того, сколько денег с пассажиров ты официально соберёшь, тебе дают хорошие бонусы. За месяц можно зарабатывать 100 тысяч рублей. Это нормальная зарплата для людей без образования. Хотя, конечно, не гигантская. Всё делалось постепенно. Они заменяют контролёров на одном маршруте, и электричка, которая официально давала 5 тысяч рублей в день, стала приносить 50 тысяч. Они — раз — ещё несколько маршрутов обновляют. И бах — направление, которое всегда считалось самым неприбыльным, начинает приносить миллион в месяц. Начальники сами были в шоке. Сначала премиальная сетка вообще позволяла контролёрам легально заработать 150−170 тысяч рублей, потом уже они оценили собираемость денег и снизили премии…»

По всей вероятности, эта система продержалась не слишком долго, и жизнь контролеров стала ухудшаться. По признанию одного из них:

«Я бы не сказал, что наши деньги лёгкие: иногда я работаю 29 дней в месяц, чтобы собрать свой план. Есть маршруты, где ты ничего не собираешь: люди уже купили билет в кассе или просто очень мало народу в поезде. (…) Одну систему нашу уже развалили, и снова становится хуже и хуже. Я бы ушёл с работы, бонусы всё меньше, да только у меня высшего образования нет, где мне ещё столько платить будут…»

Видимо, случаи, описанные журналистами как раз и демонстрируют то, как контролеры пытаются подстроится под новую систему. Впрочем, многие читатели этих публикаций только рады за них:

- А что остается делать людям? У нее может дома дети, а зарплата три копейки. Государство ей должно эти деньги. И хорошо, что она их получает, пусть даже и таким способом.

- У контролерши маленькая зарплата и ты ей помог. РЖД помогать не надо у них деньги есть, Им ларечники не слабо платят за аренду рядом с вокзалами.

- Теперь вот тебя начитаются и стучать начнут на контролёрш. А мне вот даже нравится, что тётка ворует у государства. Не наоборот - уже хорошо

Подпишитесь