Posted 13 декабря 2007,, 21:00

Published 13 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:15

Updated 8 марта, 08:15

Напрасные слова

Напрасные слова

13 декабря 2007, 21:00
На этой неделе юристы из авторитетной британской компании Information Commissioner’s Office обратились к пользователям Интернета с просьбой не оставлять в виртуальных социальных сетях свои персональные данные.

Указание имени, фамилии, возраста и контактного телефона, конечно, существенно облегчает поиск в глобальной Паутине бывших одноклассников и коллег, но в то же время может серьезно навредить карьере общительного пользователя. Работодатели, предупреждают эксперты, нередко ищут информацию о сотруднике в его виртуальных дневниках и на персональных страничках. Ими интересуются строгое начальство и ревнивые супруги, спецслужбы и, конечно же, мошенники. Поэтому необдуманно сказанное слово в виртуальном пространстве может привести к вполне реальному увольнению, разводу или даже уголовному делу, а жертвами интернет-мошенников могут стать и становятся даже знаменитости.

Российские социальные сети «Одноклассники» и «В контакте», где можно отыскать практически любого человека, в последнее время пользуются огромной популярностью: только на одном из них зарегистрировано более 5 млн. пользователей. Впрочем, у социальных сетей есть существенный минус, отпугивающий от них потенциальных пользователей. Дело в том, что для поисков своих бывших коллег и однокашников в таких сетях необходимо задать свои персональные данные, которые окажутся в общем доступе. Таким образом, общение в Паутине теряет характер анонимности и может влиять на реальную жизнь человека. И подтверждения тому появляются чуть ли не каждый день.

Они слишком много знали

Выпускница столичного вуза Ольга Филимонова недавно устроилась на работу в солидную компанию. Впрочем, свой образ жизни со студенческих времен она не меняла. После очередной бурной вечеринки, затянувшейся на всю ночь, она просто была не в состоянии двигаться, так что позвонила в компанию и сказала, что ее не будет по уважительной причине – похороны близкой родственницы. Однако в своем онлайн-дневнике она описала все подробности вечеринки, а также то, что наврала начальству. На ее беду босс оказался продвинутым пользователем. Залез на персональную страничку Ольги и ознакомился с подробностями веселых «похорон». «Когда я вышла на работу, меня ждал серьезный выговор от руководства и крупный штраф», – призналась она «НИ».

Использование Интернета как дополнительного источника по сбору информации о работнике – обычное дело для крупных компаний. По данным сайта международного портала для кадровых менеджеров CareerBuilder.com, 26% зарубежных менеджеров по кадрам ищут сведения о соискателях в поисковиках типа Google, а каждый десятый просматривал аккаунт (личную учетную запись) потенциального сотрудника в социальных сетях MySpace и Facebook.

«Чаще всего блоги соискателя работодатели просматривают на момент идентификации, то есть когда составляется список на собеседование, – рассказала «НИ» сотрудник рекрутинговой компании Antal International Галина Немченко. – Это один из основных инструментов работы с соискателями. Есть даже специальные отделы, которые собирают всю информацию. И если начальство увидит компрометирующие сотрудника записи или фотографии, это может изменить весь ход проекта».

Эксперты убеждены: подобные проверки скорее за гранью закона. «Поведение человека может учитываться только на специфических работах: преподавание в детсадах, школах, вузе, – рассказал «НИ» президент компании «Интернет и Право» Антон Серго. – Отказ принять на работу или каким-либо образом наказать человека на основе записей в форумах или блогах теоретически может закончиться судебными разбирательствами. Начальнику придется доказать достоверность информации, которую тот прочел в интернет-журнале своего подчиненного. Вместе с тем такое внимание к чужим личным записям может быть также истолковано как вмешательство в тайну переписки и личную жизнь».

Но кадровиков это, похоже, не останавливает. На собеседовании на должность менеджера по работе с клиентами москвич Андрей Пухаев предстал в самом лучшем свете. Негромким голосом он рассказал о себе, что всегда очень корректен, интеллигентен, а также обладает отличным чувством юмора. Для правдоподобности добавил, что в школе его недолюбливали за постоянные «спасибо» и «пожалуйста». Менеджер по персоналу уже готов был принять Андрея с распростертыми объятиями, но предстояла еще одна обязательная процедура. О каждом потенциальном сотруднике надо было навести справки в Интернете. И вот тут-то стало ясно, что идеальных людей не бывает: в дневнике Андрея ненормативная лексика встречалась чаще, чем обычные слова, а обсуждалась главным образом сексуальная жизнь пользователя. В приеме на работу г-ну Пухаеву отказали.

Ющенко пострадал за критику

За высказываниями в социальных сетях и личных дневниках своих студентов пристально следит и руководство некоторых вузов. Так, в прошлом году 18-летний студент Мурманского колледжа экономики, статистики и информатики Анатолий Ющенко был отчислен за критику в своем блоге концерта, организованного студенческим советом. На следующий день распечатка записи была вывешена на стенах колледжа. Один лист попал на стол к куратору, которая пообещала, что молодой человек обязательно будет отчислен, если не прекратит вести сетевой дневник. Ющенко отказался, и уже через две недели его, как он сам выразился, «принудили написать заявление об отчислении».

Незадолго до этого аналогичный случай произошел в Северной столице со студенткой Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Валентиной Кныш. Девушка в своем «Живом журнале» в резкой форме высказалась об одном из преподавателей. Был специально собран научный совет, где Валентину отчислили за действия, нарушающие устав вуза и «проявление явного неуважения к нравственным ценностям университетского сообщества».

Скандал заказывали?

Интимные записи, опрометчиво оставленные на всеобщее обозрение, могут испортить не только карьеру, но и личную жизнь. «Мой знакомый жаловался, что на одной из популярных социальных сетей появилась его бывшая школьная любовь, – рассказал «НИ» интернет-социолог Максим Самелюк. – Прошло уже больше десяти лет после их последней встречи, парень давно женился и даже почти забыл о ней. Однако девушка по какой-то причине решила восстановить прежние отношения и начала терроризировать его любовными посланиями на страницах дневника. Когда атака не удалась, она стала выкладывать в электронных дневниках его знакомых и супруги рассказы о флирте между ней и парнем. Дело едва не дошло до развода».

Социальные сети могут сегодня стать одной из главных причин разводов. Так, женские интернет-форумы просто пестрят паническими записями. «Я случайно зашла на страничку моего мужа в «Одноклассниках», а там любовное послание от его знакомой, мол, люблю и жить без тебя не могу, – возмущаются на форуме. – Я не растерялась и все эти душевные излияния отправила ее мужу, благо и его данные были в открытом доступе».

Клонировать знаменитость

Можно понять негодование жен, если супруг действительно вел фривольную переписку с бывшей возлюбленной. Но бывает, что муж сам не в курсе своих виртуальных романов: под его именем переписку ведет кто-то другой. Такой случай произошел с известным телеведущим Владимиром Соловьевым. Его жена случайно увидела «его» аккаунт на «Одноклассниках», а также, мягко говоря, интимную переписку с незнакомыми барышнями. Разразился скандал. К счастью, Владимиру Соловьеву все же удалось объяснить своей супруге, что эту страничку ведет не он, а его виртуальный двойник.

Из-за откровений в Сети можно остаться один на один со своим горем и… компьютером.

Но удалить провокационный аккаунт телеведущий не мог: ведь не он его создавал. После демонстративных разборок с создателем сайта Альбертом Попковым страничка все-таки была заблокирована.

Администрация сайта планирует сделать все возможное, чтобы подобные инциденты не повторились. «Мы собираемся открыть специальную службу, которая работала бы со знаменитостями, и сейчас прорабатываем техническую сторону, – рассказала «НИ» пиар-менеджер сайта «Одноклассники» Анна Наумова. – Анкеты звездных тезок будут проходить премодерацию. Мы же не можем просто взять и удалить все анкеты однофамильцев знаменитостей! Всех шутников отследить сложно – не хватает физических ресурсов».

Работы данной службе предстоит немало. Пользователей, считающих, что представиться звездой – верх остроумия, в Сети предостаточно. Только на «Одноклассниках» были найдены сразу два Михаила Пореченкова, причем одному 35, а другому 38 лет. Шесть Владимиров Жириновских и более десятка Владимиров Путиных. Одновременно обнаружились три Пэрис Хилтон, 12 Бритни Спирс, три Роберта Де Ниро, шесть Джонов Траволта.

Впрочем, если знаменитости за редким исключением о существовании своих клонов и не подозревают, то для рядовых пользователей это настоящая проблема. «К нам приходит несколько жалобных писем в день, – рассказала «НИ» Анна Наумова. – Жалуются на то, что кто-то создает анкету-клон и пишет там всякий бред, что воруют фотографии. В последнее время появилась новая «мода», когда кавалер выкладывает фотографии своей бывшей пассии в обнаженном виде».

И это только цветочки. На Западе данные из социальных сетей используются для куда более черных шуток. Так, житель штата Вашингтон инженер-компьютерщик Уильям Шихан вывесил на своем сайте домашние адреса и телефоны полицейских, пояснив: «Пока они несут службу, их жены и дети дома». Таким образом он решил отомстить за подозрение в даче ложных показаний. Шихана осудили на полгода, но приговор был отменен.

Недавно одной из жертв мошенников стала 21-летняя Фэй Коттер, зарегистрированная в трех социальных сетях. Девушка пожаловалась своим друзьям, что у нее украли сумочку, в которой была кредитная карта. Похитители сумочки через сайт Фэй узнали ее домашний адрес и беспрепятственно сняли с ее банковского счета 400 фунтов стерлингов.

Право на молчание

Защитить свое доброе имя в Интернете практически невозможно, убеждены эксперты. «Вопрос приватности в виртуальном пространстве стоит очень остро, – рассказал «НИ» специалист по российскому Интернету Алексей Экслер. – Человек должен сам определять, кому он может показывать информацию о себе и насколько он может доверять владельцам сервисов, чьими услугами он пользуется».

Специфика российских сетей в том, что добиться гарантии по защите частной информации просто невозможно. «Дело в том, что данные, содержащиеся на социальных сетях и бесплатных страничках, по российским законам не относятся к охраняемой информации, – пояснил «НИ» руководитель службы блогов компании «Суп» Антон Носик. – Злоумышленники вполне вольготно чувствуют себя на просторах Рунета. Поэтому единственную защиту может обеспечить своим клиентам только администрация социальных сетей. Если, к примеру, мы видим взломанный аккаунт, то «обрубаем» к нему доступ у хакера и передаем его законному владельцу. Пока это единственная мера защитить пользователей от злоумышленников».

Впрочем, эксперты ошибаются. Ушлые компьютерщики уже придумали, как решить проблему скомпрометированных юзеров. Западная компания ReputationDefender за 10–16 долларов в месяц обязуется уничтожить всю личную информацию о заказчике. В «комплект» услуги входит удаление неблаговидных фотографий с корпоративных вечеринок, нелицеприятных онлайн-комментариев, а также такой конфиденциальной информации.

В ШВЕЦИИ ЕСТЬ КУРСЫ ДЛЯ ОХОТНИКОВ ЗА ИНФОРМАЦИЕЙ

Корреспондент «НИ» в Стокгольме Алексей СМИРНОВ утверждает: шведам незачем осторожничать с выкладыванием информации о себе в Интернете. Ведь любой желающий может ее получить, пользуясь законом об общественном доступе к информации. Налоговая инспекция по первому требованию предоставит информацию о доходах интересующих вас лиц, включая короля. Дорожное ведомство пришлет копию чужих водительских прав. Страховая касса снабдит данными о получаемых кем-то пособиях. По сути, на человека можно собрать полное досье, важно лишь знать, куда с каким запросом обратиться. Кстати, в Швеции действуют курсы, на которых за неделю обучают, как выудить у чиновников те или иные сведения. Активными посетителями таких курсов являются преступники. Несколько лет назад разгорелся грандиозный скандал. Члены мотоциклетной банды собрали базу данных на боровшихся с ними полицейских, и стражи порядка оказались незащищенными от шантажа и нападений. Бандиты знали их адреса, номера домашних телефонов и школы, в которые ходили их дети. Пришлось менять персонал в опергруппах и добиваться права на процедуру закрытия информации.



ЯЗЫК ДО ТЮРЬМЫ ДОВЕДЕТ

Российские блоггеры убеждены, что за социальными сетями внимательно следят спецслужбы. У пользователей есть основания так полагать: вполне безобидные записи могут привести к уголовной ответственности. Например, в конце апреля пермский блоггер Дмитрий Ширинкин написал, что купил пистолет и собирается убить 20–30 студентов вузов. В начале мая в его квартиру приехали сотрудники ФСБ с разрешением на досмотр и изъятие компьютерной техники. Ширинкина обвинили в заведомо ложном сообщении об акте терроризма. Сам молодой человек, впрочем, считает, что оснований для возбуждения уголовного дела нет: он просто написал рассказ под впечатлением от бойни, устроенной студентом в университете штата Вирджиния. Тогда погибло более 30 человек. 22-летний ЖЖ-юзер из Сыктывкара Савва Терентьев в середине февраля в дневнике своего друга оставил резкий комментарий в адрес блюстителей порядка. Местные следователи восприняли виртуальные призывы «сжигать ментов в Освенциме» буквально и в середине июля объявили Савву в розыск. В начале августа он был снят с поезда Сыктывкар – Санкт-Петербург, после чего старший следователь городской прокуратуры предъявил ему официальное обвинение в совершении «действий, направленных на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по принадлежности к социальной группе, совершенных публично». Молодому человеку грозит до двух лет тюрьмы. По всей видимости, подобных показательных процессов скоро станет еще больше. Ведь с 2009 года через Интернет будут выявлять наркодельцов. Об этом в конце минувшей недели заявил представитель Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Планируется создать специальную программу, которая будет выявлять и блокировать интернет-сайты со скрытой рекламой наркотиков, а также с предложениями об их купле-продаже.

"