Posted 13 ноября 2007,, 21:00

Published 13 ноября 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:30

Updated 8 марта, 08:30

70 лет Всемирной выставки в Париже

70 лет Всемирной выставки в Париже

13 ноября 2007, 21:00
Советская Россия в 1925 году успешно выступила на международной выставке декоративного искусства в Париже, где был построен по проекту архитектора Константина Мельникова уникальный выставочный павильон, ставший своеобразным манифестом конструктивизма.

Всемирная выставка 1937 года в Париже стала первым универсальным смотром после окончания Первой мировой войны и после принятия Конвенции о международных выставках, подписанной в 1928 году в Париже. В ней приняло участие 45 стран, которые построили свои национальные павильоны. Выставка проходила под девизом «Искусство и техника в современной жизни» и стала ареной пропаганды отдельными странами-участницами своих политических и экономических систем. Кроме Советской России, здесь демонстрировали свои достижения фашистские Германия и Италия.

Советское государство придавало большое политическое значение участию в выставке для пропаганды идей социализма на Западе. Особое значение придавалось идейной направленности не только экспозиции, но и архитектуры павильона. К архитектуре национальных павильонов на всемирных выставках всегда предъявляются особые требования – она должна выражать свою страну. Традиционно страны-участницы строили свои павильоны, прибегая к имитации национальных исторических стилей. Дореволюционная Россия на всех всемирных и международных выставках выступала в формах древнерусского зодчества. Исключение составляют только выставочные павильоны на международных выставках в Риме и Турине в 1912 году, построенные по проекту архитектора В.А. Щуко, использовавшего мотивы русской классической архитектуры.

Подготовка к участию к нынешней парижской выставке началась в мае 1935 года, когда были проведены конкурсы на архитектурное решение павильона и затем в 1936 году – на его художественное оформление. В программе конкурса отмечалось, что «павильон Союза ССР должен сам служить как бы экспонатом выставки, демонстрирующим расцвет социалистической культуры, искусства, техники, творчества масс благодаря социалистической системе. Архитектура павильона должна в жизнерадостных и ясных формах выразить творчество этой системы, несущей с собой небывалый подъем массовой культуры и раскрепощение всех творческих способностей человека». Первый конкурс выиграл творческий коллектив во главе с архитектором Б.М. Иофаном. Второй конкурс выиграла группа ленинградских художников, возглавляемая Н.М. Суетиным, проект которой в наибольшей степени учитывал архитектуру павильона.

Архитектор Б.М. Иофан и скульптор В.И. Мухина создали произведение архитектуры, выражавшее символический образ страны Советов, отмечавшей в тот год 20-летие создавшей ее революции.

Павильон находился в самом центре Парижа на набережной Сены рядом с дворцом Шайо. Само здание решено в лаконичных формах, построенного на ритме ступенчатого нарастания прямоугольных объемов. Самую высокую часть здания, поднимавшуюся на высоту 34 метра, венчала почти 25-метровая скульптурная группа «Рабочий и колхозница». Богатая динамичная пластика скульптуры гармонично контрастировала с гладью стен павильона и логически завершала всю композицию. Выставочное здание явилось своеобразным пьедесталом для статуи и составляло с ней органичное и единое целое. Статуя в стремительном порыве остановилась у самого края плоской крыши входного пилона, высоко подняв символ страны Советов – серп и молот. Это сооружение стало непревзойденным примером подлинного синтеза архитектуры и скульптуры. Впервые в архитектурной практике здание завершено статуей из нержавеющей стали.

Для облицовки павильона использовалась богатая палитра естественного камня. Главный фасад, выходивший на площадь перед Йенским мостом, был отделан гонзагским мрамором, цвет которого от охристо-желтого внизу переходил к дымчато-голубому вверху, почти сливаясь с цветом скульптуры и вертикальными полосами из нержавеющей стали на входном пилоне. К главному входу, украшенному гербом СССР и барельефами, выполненными по рисункам В.А. Фаворского, вела широкая парадная мраморная лестница. По бокам лестницы были установлены две стелы с барельефами на тему «Братство народов СССР», созданными скульптором И.М. Чайковым.

Узкий вытянутый вдоль Сены участок предопределил размеры павильона в плане (21,5 х 160 м) и его анфиладную планировку. Павильон состоял из шести залов, расположенных на одной оси.

Первый, вводный зал рассказывал о политическом устройстве страны и нес основную пропагандистскую нагрузку. Здесь были представлены выдержки из только что принятой новой Конституции СССР, карты и диаграммы, посвященные ликвидации безработицы, увеличении численности рабочего класса, условиям труда, росту грамотности населения и т.п. Особым успехом пользовалась огромная карта страны площадью более 20 кв. м, выполненная из десяти тысяч поделочных камней и самоцветов. Некоторые обозреватели отмечали в связи с этим, что русские создали самую дорогую экспозицию. В этом же зале были выставлены образцы советской техники: 65-сильный трактор Челябинского завода и легковой автомобиль ЗИС-101 с 8-цилиндровым двигателем мощностью 110 л.с., что несколько загромождало помещение и мешало движению публики.

Экспозиция второго зала была посвящена науке, образованию и культуре. Представленные цифры, построенные на сравнении с показателями дореволюционной России, должны были показать расцвет социалистической науки и культуры.

В третьем зале демонстрировалось искусство народов СССР. Здесь были представлены произведения таких известных художников, как И. Бродский, А. Герасимов, Б. Греков, Б. Иогансон, М. Нестеров, Г. Ряжский, скульпторов Н. Андреева, Н. Томского, М. Манизера, С. Меркулова и др. Картины и скульптуры, представленные на выставке, носили откровенно пропагандистский характер и свидетельствовали о том, что «социалистический реализм прочно завоевал ведущее место в советском искусстве».

В четвертом зале показывались достижения в области исследования и освоения Севера. Внимание публики привлекали панорама «Провод ледоколом «Л.Красин» каравана судов сквозь льды Арктики», фрагмент типовой полярной станции, модели самолета АНТ-25 и воздушного гиганта «Иосиф Сталин». Здесь же были представлены действующие макеты Ленинградского торгового порта и канала «Москва–Волга» со всеми шлюзами.

В пятом зале была развернута экспозиция, посвященная промышленному и городскому строительству. В центре зала стояла пятиметровая гипсовая модель одиозного Дворца Советов, который собирались построить на месте взорванного храма Христа Спасителя в Москве.

Павильон СССР, построенный по проекту архитектора Б.М. Иофана и скульптора В.И. Мухиной, пользовался большим успехом у посетителей выставки. Он был понятен каждому, он волновал всех. «Через тридцать лет, – писал французский журналист Филипп Ламур,– когда внуки теперешних французов попытаются восстановить посредством точной картины великолепное воспоминание о полной чудес парижской выставке, они, несомненно, вспомнят немало остроумных сооружений и тысячу забавных деталей этого огромного города, импровизированного в течение нескольких месяцев на берегах Сены. Но то, что навеки запечатлеется в памяти парижан, венчая этот праздничный город, достигая высоты небес, – это гигантская статуя павильона Советов, в которой молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу». Президенту национального синдиката журналистов Жоржу Бурдону скульптурная группа советского павильона напоминала Самофракийскую Победу – великий эллинский символ, обновленный в камне и металле.

Советская пресса считала выступление СССР на парижской выставке как «бесспорно крупнейшее событие в истории мировых выставок новейшего времени», отмечая «образную насыщенность» и «идейную полноценность» нашего павильона, несущего на себе «определенные черты того понятия, которое заключено в двух огромных по своему содержанию словах: социалистический реализм».

Можно было бы привести здесь еще много восторженных отзывов об архитектуре советского павильона. Достаточно сказать, что он превратился в своеобразную эмблему выставки. После открытия павильона его изображение появилось на открытках, портсигарах, кошельках, запонках, чернильницах, пепельницах, украшениях письменного стола и т.п.

Авторский коллектив художников, выполнивших оформление экспозиции нашего павильона в составе Н.Суетина, К. Рождественского, И.Буева, Б.Иорданского, А.Левина и В.Роскина, был удостоен Гран-при всемирной выставки. Архитектура самого павильона была удостоена золотой медали.

Выступления коллективов мастеров искусств дополняли советскую выставочную программу. Большим успехом пользовались концерты ансамбля Красной армии под руководством А.В. Александрова и гастроли МХАТа. Недалеко от павильона был открыт кинотеатр, где демонстрировались советские фильмы.

Интересно, что напротив нашего павильона находился павильон фашистской Германии, построенный по проекту придворного архитектора Гитлера Альберта Шпеера. Монументальный фасад немецкого павильона, увенчанный орлом со свастикой, находился строго против входа в павильон СССР. Это создавало ощущение противостояния, подчеркивавшееся архитектурой обоих зданий. В праздничной атмосфере парижского смотра трудно было представить себе, что это «выставочное противостояние» через четыре года обернется самой кровопролитной войной в истории человечества.

После закрытия выставки павильон был демонтирован. Скульптуру также демонтировали и отправили в Россию. Через два года «Рабочий и колхозница» встали перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку 1939 года в Москве. Уникальная скульптура, простоявшая более шестидесяти лет перед ВСХВ и затем ВДНХ, сейчас находится на реставрации. Надо надеяться, что в скором времени она займет свое почетное место перед ВВЦ.

"