Posted 13 ноября 2007,, 21:00

Published 13 ноября 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:30

Updated 8 марта, 08:30

Коммерческие тайны

Коммерческие тайны

13 ноября 2007, 21:00
Если вы получили на выставке очень выгодное предложение, не спешите немедленно брать на себя какие-либо обязательства или подписывать договоры. Нелишне будет сначала тщательно проверить партнера.

Отказываясь предоставлять потенциальным партнерам информацию о себе, многие организации и предприниматели часто ссылаются на законодательство, охраняющее коммерческую, банковскую и государственную тайну. Вместе с тем ссылки на закон в большинстве таких случаев совершенно необоснованы, также редко обоснованы опасения предпринимателей и организаций нарушить законодательство, охраняющее какую-либо тайну при самостоятельном получении сведений о контрагентах из неофициальных источников.

Правовые основы для получения информации

Значительная часть сведений о хозяйствующих субъектах является открытой и по закону не может являться коммерческой тайной. Кроме того, нужно иметь в виду, что проверка благонадежности контрагентов – не только право, но и закрепленная законодателем обязанность организаций и предпринимателей, которые при осуществлении предпринимательской деятельности должны действовать разумно, добросовестно и осмотрительно. Это правило относится и к выбору контрагентов.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.04 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

информация, составляющая коммерческую тайну, – научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. Такая информация считается полученной незаконно, если при ее получении умышлено преодолевались принятые меры по охране конфиденциальности этой информации.

Но обратите внимание на положения Конституции РФ о том, что каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29). Это же положение находит отражение и в ч. 2 ст. 3 Закона «О коммерческой тайне»: если при проведении «исследований, систематических наблюдений или иной деятельности…» лицо самостоятельно получит информацию, которая составляет чью-то коммерческую тайну, считается, что такая информация получена законным способом.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, четко прописаны в ст. 5 указанного закона. К таковым относятся сведения:

1. содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2. содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7. о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11. обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Неофициальная информация

«Неофициальная информация» – это не значит, что эта информация получена незаконно. Так, никакого криминала нет в том, чтобы обобщить сведения о контрагенте, размещенные в открытых источниках и базах данных. Например, указав название компании или имя конкретного человека, можно обнаружить негативные упоминания о них на специализированных интернет-сайтах, посвященных вопросам безопасности. Некоторые специализированные компании предоставляют пользователям платный доступ к своим базам данных. В зависимости от вида базы, от срока, на который этот доступ предоставляется, цена составляет от 5 тыс. до 20 тыс. руб. В этих же компаниях можно за гораздо меньшие деньги, от 500 до 2000 руб., получить разовую информацию о конкретном лице из одной или нескольких баз данных.

Можно последовательно складывать в отдельную папочку рекламные и информационные буклеты, листовки, которые выпускает контрагент, статьи из газет и пр. Установить, насколько добросовестно и корректно то или иное лицо ведет себя по отношению к своим деловым партнерам, можно поискав упоминание о нем в правовых системах, например, «Гарант», «Консультант».

Рекомендации знакомых, коллег и даже мнения конкурентов, которое исподволь вам удастся выяснить, не должны оказывать решающего влияния на принятие решения о заключении сделки с тем или иным лицом. Такие суждения в основном бывают субъективными и порою зависят от личного отношения человека к той или иной компании, предпринимателю или их работникам. Кроме того, преступники часто нарабатывают себе и своим фирмам положительную репутацию за счет участия в ряде мелких сделок с одним или несколькими партнерами.

Если ваш контрагент находится в том же регионе, что и вы, найдите возможность посетить его офис, производство или склад. Лучше, если в неурочное время под разными предлогами («не работает электронная почта, поэтому хотим сами забрать прайс-листы или проект договора»; «требуется уточнить реквизиты», «не готовы» некоторые документы, мы их довезем в ближайшее время» и пр.), указанные адреса посетят несколько представителей вашей компании. Таким образом, можно лучше изучить обстановку, улучить минутку, чтобы во время перерыва неформально пообщаться с работниками контрагента.

Если ваш контрагент арендует имущество, можно попытаться переговорить с его арендодателем. Например, под предлогом, что ваш знакомый ищет помещение как раз в этом районе. Если в личной беседе удастся расположить представителя арендодателя, могут выясниться подробности о том, насколько аккуратно интересующее вас лицо уплачивает арендные платежи, нет ли крупной задолженности; давно ли организация или предприниматель реально находится по указанному адресу; разыскивали его другие кредиторы, если да, то почему; нет ли претензий со стороны контролирующих ведомств и пр. Кстати, неформальная беседа возможна не только с контрагентами, но и с представителями контролирующих органов, например, с инспекторами ИФНС и внебюджетных фондов.

Сведения получены. Что дальше?

Если в ходе проверки выявляется информация, из которой можно сделать вывод, что ваш контрагент, скорее всего, не тот, за кого себя выдает, рекомендуем обращаться в правоохранительные органы, даже если вы не успели еще связать себя никакими обязательствами с этими лицами. Принцип «один снаряд в одну и ту же воронку не попадает» в данном случае не работает. Дело в том, что преступники уже владеют некоторой информацией о вас и вашем бизнесе и, «сменив вывеску», могут предпринять новую попытку завладеть вашим имуществом или постараются использовать вашу фирму вслепую, например, как прикрытие, и, таким образом, вы станете невольным помощником в совершении преступления.

Бывает, что полученные в ходе проверок данные противоречивы и не позволяют сделать однозначных выводов. В таких случаях предприниматели и руководители организаций до конца не уверены в благонадежности потенциального партнера и либо совершенно необоснованно отказываются от перспективной сделки, либо соглашаются на сделку, действуя по принципу: кто не рискует, тот не пьет шампанского. Если вы оказались в подобной ситуации, то прежде чем принять решение, которое вам подсказывает «деловое чутье», поручите проанализировать имеющуюся информацию профессионалам. Если вы придете к ним с уже собранными доказательствами и поделитесь своими впечатлениями от анализа документов, от общения с руководителями и работниками контрагента, от посещения их офиса, производства и пр., услуги аналитиков окажутся совсем недороги. Кроме того, специалисты могут подсказать, какими дополнительными способами проверки можно развеять или подтвердить ваши сомнения. Так, анализ учредительных, правоустанавливающих и разрешительных документов контрагента обойдется в сумму от 4 тыс. руб. В данном случае проверяется наличие необходимых документов и их соответствие действующему законодательству. За анализ данных баланса о наличии активов, размере выручки и прибыли, размере дебиторской и кредиторской задолженности придется заплатить около 3 тыс. руб. Столько столичные агентства берут и за сведения о наличии или отсутствии процедуры банкротства в отношении организации при условии, что эта компания зарегистрирована в Москве. Если в другом регионе, цена может удвоиться. Около 4–5 тыс. руб. стоит узнать, имеются в арбитражных судах дела, участником которых является ваш контрагент.

При подготовке и реализации сделки чаще обращайте внимание на документы, которые подписывает уполномоченное лицо вашего делового партнера. Тревожный сигнал – если на всех документах печать стоит под одним и тем же углом или каждый раз не пропечатываются одни и те же символы, реквизиты. Не ленитесь сравнивать подписи на бумагах, реквизиты, размещенные на бланках, печатях, платежных документах с теми, которые имеются в вашем распоряжении. Помните, что мониторинг должен быть постоянным.

"