Posted 13 октября 2009,, 20:00

Published 13 октября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:18

Updated 8 марта, 07:18

Их лесенка спета

Их лесенка спета

13 октября 2009, 20:00
Правозащитники намерены добиться большей безопасности столичной подземки. Серьезная реконструкция требуется входным дверям на станциях и в вагонах поездов, турникетам и эскалаторам. А персоналу станций необходимо пройти курсы повышения квалификации, считает председатель общества защиты прав потребителей «Общественный к
Сюжет
Метро

Фраза «Метрополитен – транспортное предприятие, связанное с повышенной опасностью» звучит под землей едва ли не ежеминутно. И, надо сказать, не без оснований. По данным столичного департамента здравоохранения, в прошлом году врачебные бригады «Скорой помощи» выезжали к пострадавшим в метро 1,6 тыс. раз. Только за первое полугодие 2009 года число таких вызовов составило 745. По словам руководителя столичной подземки, травмы при падении на пути ежегодно получают 130–150 человек, причем около половины подобных случаев приходится на суициды, а остальные происходят из-за неосторожности пассажиров.

Эти печальные цифры, похоже, не мешают пассажирам по-прежнему наплевательски относиться к правилам поведения на станциях, в переходах и в вагонах, признают сотрудники метрополитена. «Каждую смену сталкиваюсь с несколькими умниками, которым лень ждать две минуты до прибытия следующего состава, – рассказал «НИ» машинист депо «Свиблово», попросивший не называть его имени. – Уже и объявление о закрывающихся дверях сделано, и по громкой связи прошу отпустить створки – ноль реакции. По инструкции нам вообще запрещено переигрывать дверьми, объявление сделано – кто не спрятался, я не виноват. А ведь задержка на одной станции – это практически гарантированный сбой графика движения поездов. Не говоря уж о том, что пальцы с дверей могут соскользнуть, и хорошо, если зажмет портфель или полу плаща».

Однако говорить получившим травму пассажирам «сам дурак» по меньшей меренелогично. По мнению экспертов, нередко в несчастных случаях под землей виновато устаревшее оборудование в вагонах и переходах. «В метро большинства зарубежных стран в вагонах стоят специальные датчики, которые не позволяют дверям бить слишком сильно, у нас этого практически нет. Тяжелые и свободно болтающиеся входные двери в метро также представляют собой большую угрозу здоровью пассажиров, – пояснил «НИ» председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. – Нашу сотрудницу недавно так ударило по подъему стопы при выходе из «Смоленской», что она ходить не могла. Она вызывала «скорую», милицию и сотрудников метрополитена и обратилась в суд в индивидуальном порядке».

Впрочем, как сообщили «НИ» в пресс-службе московской подземки, жалоб на слишком расшатанные двери от пассажиров не поступало, и статистика, отражающая то, сколько человек при входе получило по носу, не ведется. Однако новые станции или вестибюли после реконструкции оборудованы специальными, более тяжелыми дверьми. «Если в шахте вентиляция отключена, двери «ведут» себя спокойно, при подключении же начинают сильно качаться, могут даже разбиться, – пояснила «НИ» председатель профсоюза Московского метрополитена Светлана Разина. – Пострадавшие от дверей пассажиры едут или домой, или в травмопункт – спускаться опять в метро, искать дежурного по станции и составлять акт не особо хочется, тем более что на месте все равно помочь не смогут: медпунктов в подземке не хватает. К примеру, на Арбатско-Покровской линии в 80-х годах медпункты находились на станциях «Киевская», «Площадь революции», «Электрозаводская», «Измайловский парк» и «Щелковская». Сейчас – только на «Киевской» и «Щелковской». Пострадавшим вызывают «скорую», а не фельдшера – тех давно сократили».

Не меньше опасностей для пассажиров таится и в переходах. «В прошлом и позапрошлом годах одна дежурная по эскалатору запустила «лесенку-чудесенку» не в ту сторону, – рассказала «НИ» Светлана Разина. – Представляете, сколько человек не смогло удержаться на ногах? Часто пассажиры попадают в гребенку эскалатора, когда, например, в щели застревает каблук. Даже в обычный час пик на входе в эскалатор, когда скапливается много людей, вероятность получить травму велика. При этом о своевременном ремонте, похоже, никто и не вспоминает: осенью, когда начиналась ярмарка меда, в «Царицыно» пришел в негодность небольшой эскалатор, требовалась срочная замена. Ремонт должен был завершиться через месяц, но кто-то пожаловался в мэрию, мол, неудобно до ярмарки добираться. Мотор эскалатора не успели разобрать, как по устной директиве его пришлось везти обратно на станцию и устанавливать».

"