Posted 13 февраля 2012,, 20:00

Published 13 февраля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:56

Updated 8 марта, 05:56

Малыши – не заключенные

13 февраля 2012, 20:00
В Общественной палате РФ обсудили проблемы медицинского обеспечения в местах лишения свободы на территории Московской области. Чиновники Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), правозащитники и представители органов здравоохранения признали, что наиболее острой является ситуация в домах ребенка при женских коло

Необходимость решать проблемы здравоохранения в колониях стала очевидной, когда осенью прошлого года в Подмосковье, в доме ребенка при Можайской колонии №5 умерли две девочки. Первая, четырехмесячная – в сентябре от аспирации желудочного содержимого: сотрудники детдома накормили детей и уложили спать; во сне пища попала в дыхательные пути ребенка и закупорила их. Вторая девочка, одиннадцатимесячная, умерла в ноябре от пневмонии, которая стала результатом запущенного ОРВИ. Тогда в детдоме возникла вспышка вирусных заболеваний, госпитализированы были около 60 детей из 102. Ситуацию под свой контроль взял Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. Представители

УФСИН по Московской области Александр Лысов и Юрий Омельченко, присутствовавшие на «круглом столе», отметили, что в доме ребенка не было и до сих пор нет педиатра. Официальный представитель ФСИН РФ Александр Кромин комментировать «НИ» ситуацию отказался.

Председатель Общественного совета при ФСИН России, член Общественной палаты РФ Мария Каннабих считает, что два трагических случая за два месяца в одном учреждении нельзя назвать тенденцией: «В наших домах ребенка неплохие специалисты, и смертность там всегда была очень низкая», – заявила г-жа Каннабих «НИ». Тем не менее в медицинском обеспечении заключенных и их детей много проблем. «Это общие проблемы здравоохранения, которые в местах лишения свободы присутствуют в концентрированном виде: еще более низкие зарплаты, еще более острая нехватка специалистов и медикаментов», – отмечает Мария Каннабих.

По данным Совета общественных наблюдательных комиссий, в прошлом году в Общественную палату РФ поступило более 200 официальных обращений, из них более половины содержали жалобы на плохое медицинское обслуживание. Лидеры по числу обращений – Свердловская область, Красноярский край, Челябинская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Мария Каннабих отметила, что медики неохотно идут работать в места лишения свободы. То, что тюремные врачи получают впоследствии более высокую пенсию, более привлекательной работу в колониях не делает: зарплата тюремного врача на 20–25% ниже ставки обычного гражданского медика. Ущерба от ежедневных встреч с тюремным контингентом, по словам г-жи Каннабих, высокая пенсия в старости никак не окупает. На заседании в минувшую пятницу заведующая отделом организации медико-социальной помощи детям Минздравсоцразвития Московской области Людмила Ругаль озвучила предложение предоставить врачам в колониях дополнительные социальные гарантии – например, жилье или возможность купить его на льготных условиях.

По мнению г-жи Каннабих, часть проблем решила бы передача домов ребенка при женских колониях в подчинение Минздравсоцразвития. Тогда их медицинское обеспечение станет профессиональнее, а работникам будут обеспечены более комфортные условия труда. Помощник начальника УФСИН России по Московской области по правам человека Александр Лысов заявил на заседании в Общественной палате, что воспитанники домов ребенка при колониях не являются заключенными и ими органы исполнения наказаний заниматься не должны. Председатель Постоянной палаты по правам человека политического консультативного совета при президенте РФ, правозащитник Валерий Борщев считает, что из подчинения ФСИН следует вывести не только дома ребенка, но и врачебные части колоний: «Принятие врачебных решений осложняется подчиненностью начальству колонии. Гиппократ далеко, а комендант и следователь – рядом». В качестве примера печальных последствий давления на врачей со стороны тюремной администрации Борщев привел историю Сергея Магнитского. «Что касается детдомов в колониях – это нонсенс. Мы проводили эксперимент в Мордовии, в колонии №2: женщины жили вместе со своими детьми. Это положительно сказывалось и на состоянии детей, и на перевоспитании заключенных. На Западе эта система давно действует», – рассказал г-н Борщев.

По итогам заседания председатель Общественной наблюдательной комиссии по Московской области Евгения Морозова пообещала направить губернатору Московской области Борису Громову запрос на надбавку к окладу для педиатра дома ребенка при Можайской женской колонии, а директору ФСИН Александру Реймеру – просьбу вывести дома ребенка из-под контроля ФСИН, чтобы передать их в ведение Минздравсоцразвития.

"