Posted 13 января 2004,, 21:00

Published 13 января 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Россия теряет Кавказ

13 января 2004, 21:00
Россия теряет Кавказ

Александр ЦИПКО, политолог

– Александр Сергеевич, вы полагаете, что заявление лидера Народного фронта Нодара Натадзе нужно воспринимать всерьез?

– Все будет зависеть от здравого смысла новых грузинских руководителей. Если они действительно хотят процветания Грузии, сохранения ее территориальной целостности и политического благополучия для себя, они должны делать все необходимое для быстрого восстановления дружественных отношений с Россией. А если они будут продолжать игру на конфликте России и США, на вступлении Грузии в НАТО, то это будет иметь очень печальные последствия.

– Какие?

– Это распад Грузии, экономический и политический хаос.

– Бурджанадзе и Саакашвили заявляют, что в Грузии не будет ни российских, ни американских военных баз...

– Это болтовня. Нет гарантии того, что после ухода из Грузии российских баз их места не займут американские. Мы уже имеем печальный опыт. Горбачеву тоже обещали, что не будет баз НАТО на территории стран бывшего соцлагеря. На мой взгляд, российское руководство должно занять принципиальную позицию в этом вопросе.

– Россия говорит, что базы может вывезти за 11 лет, а Тбилиси настаивает на трехлетнем сроке.

– Мы должны держаться своей позиции. После вывода своих баз из Грузии Россия теряет контроль над Кавказом и Северным Кавказом и вообще перестает быть Россией.



Вячеслав НИКОНОВ, президент фонда «Политика»

– Вячеслав Алексеевич, как отреагирует Россия на выпад грузинского политика?

– Ничем это не закончится. Таких демаршей с грузинской стороны был не один десяток. Соответствующей реакции со стороны Москвы – тоже. Поэтому я думаю, что и этот конфликт закончится так же, как и остальные конфликты в российско-грузинских отношениях.

– Но новые грузинские руководители добиваются вывода российских баз из Грузии…

– Эта их политическая цель, которую они никогда не скрывали. Получится ли это у них, сказать сложно. Россия пока не спешит с выводом своих баз из Грузии. Если американцы попросят у нового руководства Грузии разместить свои военные базы в республике, то им будет очень сложно отказать.

– Какую политику изберет Тбилиси: нейтральную или антироссийскую, как это было при Шеварднадзе?

– Проводить такую же политику, как это делал Шеварднадзе, новое руководство не будет. Оно все-таки более здравомыслящее. Что касается нейтралитета, то мне вообще сложно сказать, что означает нейтралитет в современном мире. Но очевидно, что Грузия – это не Швейцария.

– Могут ли появиться в Грузии американские военные базы еще до вывода оттуда российских баз?

– Конечно. Американцы сегодня как раз проводят передислокацию своих зарубежных баз. Сегодня военное присутствие США осуществляется почти в 140 странах мира в той или иной форме. Я не вижу, почему Вашингтон должен считать Грузию менее приемлемым местом для своих военных баз, чем, скажем, Польша или Япония? И если Грузия и Соединенные Штаты говорят, что в Грузии будут американские военные базы, то Россия не может этому помешать.

– Грузия надеется с помощью американских войск восстановить свою территориальную целостность. Без участия России может ли Грузия решать эту проблему?

– Это большая ошибка, если грузинское руководство надеется использовать американские военные силы для решения своих внутренних территориальных проблем. Американцы не будут там воевать за грузинские интересы и не позволят грузинам это делать. Это может стать только сдерживающим фактором решения этих проблем, а не наоборот.

"