Posted 13 октября 2004,, 07:37

Published 13 октября 2004,, 07:37

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Волгоградских судмедэкспертов довели до туберкулеза

13 октября 2004, 07:37
Волгоградских судмедэкспертов довели до туберкулеза

С начала этого года у пятнадцати сотрудников Волгоградского областного бюро судебно-медицинской экспертизы выявлен туберкулез легких. Судмедэксперты пытаются убедить власти, что эта опасная болезнь – в тех условиях, в которых им приходится работать – носит профессиональный характер. А значит – они вправе рассчитывать на соответствующие льготы и компенсации. Однако контролирующие органы утверждают, что болезнь, которая поразила чуть ли не половину сотрудников бюро, – всего лишь несчастный случай.

«Новые Известия» уже писали о том, в каком тяжелом положении оказалось Волгоградское областное бюро судебно-медицинской экспертизы. Экспертов из-за отсутствия собственного помещения временно подселили в морг №8. Администрация города, ссылаясь на то, что эта служба областная, выделить постоянное здание отказалась.

Привело это к тому, что в не отремонтированном помещении, способном «принять» в день не более семи тел, их число возросло до 100 в сутки. Холодильники морга не были рассчитаны на такой масштаб человеческих трагедий. Тела лежали в комнатах и даже коридорах морга, родственники покойных падали в обморок, не доходя до опознаваемого тела.

Ко всему прочему в морге периодически отключали свет и горячую воду. Единственная вентиляция – это открытые форточки. Представьте, как дышалось здесь людям, работающим летом при 30-градусной жаре...

О возможной вспышке заболеваний говорили и сами работники бюро, и областной профсоюз работников здравоохранения. Вот, что сказал в свое время «Новым Известиям» заведующий моргом Волгоградского областного бюро СМЭ Рудольф Виноградов: «Эксплуатация нашего здания опасна для жителей города в целом. Не исключена возможность распространения таких инфекций, как СПИД или туберкулез. Отходы сбрасываются в общую канализацию, которую мы же раз в неделю самостоятельно прочищаем – слесари категорически отказываются спускаться в наш подвал. Плюс огромное количество мух. А ведь мы находимся на территории больничного комплекса!».

Масса обращений во всевозможные инстанции, включая три послания президенту России, кажется, возымели действие: комитет по здравоохранению при администрации Волгоградской области выделил дополнительные холодильные камеры, часть тел теперь принимают другие морги, началось строительство нового здания. Но все это началось после того, как у дюжины медиков обнаружили туберкулез.

Сначала заболело четверо, в течение месяца число выросло до одиннадцати. Сейчас пораженных уже 15. По мнению представителя областного комитета по здравоохранению Светланы Наумочкиной, виноваты… сами врачи, «которые допускают серьезные переработки, не используют маски и другие профилактические средства». Подобной точки зрения придерживается и главврач областной туберкулезной больницы Александр Борзенко. В разговоре с корреспондентом «НИ» он пояснил, что в данном случае «мы имеем дело с несчастным случаем на производстве»: «Заражение произошло, скорее всего, в результате элементарного несоблюдения правил техники безопасности». На это заведующий моргом Волгоградского областного бюро СМЭ Рудольф Виноградов и заместитель главного врача Павел Шиков в свою очередь заметили: «Да что же нам делать, если поток трупов настолько велик, что нам приходится работать в 3 смены: с 8 утра до 9 вечера!».

Заболевшие туберкулезом судмедэксперты попытались доказать, что их болезнь имеет профессиональный характер, собрали все необходимые документы. Но признавать их доводы вышестоящие инстанции не торопятся. Официальная проверка санэпидслужбы состоялась не «по горячим следам», в марте, а лишь в конце августа, когда многие «следы» не то что остыли, а, говоря образном, покрылись инеем. «Заключения трудинспекции мы до сих пор не видели, – сказал Рудольф Виноградов, – но нас уже «готовят» к тому, что все спишут на «несчастный случай». Это означает, что жертвы ЧП будут лечиться за свой счет, не получат социальных гарантий, например, надбавок к пенсии. А сегодня заболевшие медики уже сталкиваются с психологическими проблемами. В целях безопасности семьям пришлось разъединиться, увозить детей к родственникам.

Станислав Анищенко, Волгоград

"