Posted 12 августа 2003,, 20:00

Published 12 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

РЕЗОНАНС

12 августа 2003, 20:00
РЕЗОНАНС

Власти Москвы намерены продлить «рабочий день» школьников и их учителей до глубокого вечера. Это коснется всех без исключения. Похоже, новая модель образования прививается силовым решением сверху. Об этом рассказывалось в материале Антона Зверева «Еще полдня за те же деньги» («НИ» от 8 августа с.г., №29). Публикация вызвала довольно острую полемику среди читателей. Публикуем два мнения – в поддержку новшества и «против».

Школу возвращают в «светлое» прошлое?

Прочел материал и изумился. Помилуйте, у государства и так средств не хватает, а Москва уже замахивается на вторую, вечернюю половину – учреждает чуть ли не поголовный «полный школьный день». Нам предлагают (что я говорю, приказывают!) загнать детей в классы не на четыре, как сейчас, а на все восемь часов, вплоть до вечернего востребования родителями. По-моему, это просто бюрократическая затея. Именно чинушам важно запереть детей в клетку, якобы спасая от дурного влияния улицы. Но тогда, может быть, изолировать их от общества в специальных интернатах имени Хрущева? И дешевле обойдется, и не убегут.

Мало того, оказывается, аналогичный проект «полного дня» уже лежит в кабинетах Минобразования страны. Я понимаю так, что именно «Новые Известия» добились признания этой системы ведомством. Однако возьмите калькулятор и посчитайте, во что это выльется для рядового налогоплательщика.

Известно, что государством финансируются пять, от силы шесть школьных занятий в день. Педагогические генералы предлагают, если я правильно понял, приплюсовать к ним еще как минимум четыре урока (или кружка). То есть еще 20 еженедельных часов. Это составит около 70 процентов от действующего расписания. А наиболее последовательные защитники проекта говорят даже о стопроцентном увеличении занятости педагога. Но это полный бред, поскольку предполагается удвоение (!) фонда оплаты преподавательского труда.

Опуститесь на землю, государство действительно планирует поддержать бюджетников, но лишь в 1,33 раза и не раньше октября. При этом ясно заранее, что девять процентов от суммы прибавки съест инфляция.

А ведь, положа руку на сердце, мы не научились вовремя платить преподавателям даже по действующей, копеечной, тарифной сетке. Кроме того, «длинная модель» – это демонстративно расходная программа. Удвоение оклада полуторамиллионной армии учителей обойдется неизмеримо дороже бюджета любой федеральной программы.

Вот почему я предложил бы редакции поинтересоваться у В.Филиппова (министр образования РФ. – Ред.): с какого года планируется продлевать учебный день? Где, в каких документах можно об этом почитать? И, разумеется, главный вопрос нашего времени: «где деньги, Зин»?

С уважением, Алексей Приходько, бывший работник Министерства финансов РФ, доктор экономических наук, г. Москва

Говорим: «учитель», подразумеваем: «жандарм»?

Согласен с автором статьи – дети сегодня уже не таясь ругают школу, притом самыми последними словами. Но какую школу? Ту, которая лишь давит, требует, кричит, вызывая ответную ненависть учеников. Пожилая учительница, отдавшая преподаванию большую часть жизни, признается в нашей провинциальной газете «Архангельск»: «Главная беда – дисциплина. Нерадивые ученики мешают заниматься остальным, а замечаний просто не слышат. Но ведь я тоже человек, а не жандарм».

Выход из ситуации мне видится один: надо культурно и экономически преодолеть насильственную школу. Пора понять, что основоположник казенно-поточной системы образования, великий чешский гуманист и педагог Я.-А. Коменский завел нашу цивилизацию в тупик. Да-да, на самом деле истинного (энциклопедического) знания, как абсолюта, давно нет. Сегодня каждый может выбрать себе полюбившуюся концепцию той или иной науки, учебник, журнал, теле- и радиоканал, передачу, интернетовский сайт, наконец, собеседника – хоть на другом конце планеты. Многие открывают собственные форумы – свободные школы и университеты в глобальной Сети. Знания, информация заполонили мир, неотвратимо обесцениваясь. А вот УМЕНИЕ быстро и вовремя отыскать нужную информацию, скажем, в случае возможного ЧП, ценится в деловом мире все дороже. Кроме того, пора понять, что от ребенка требуется в наш век не просто правильный или быстрый школьный ответ, а свой собственный подход к проблеме.

Вот и окуните детство в атмосферу свободного эксперимента, разрешите поискать свой взгляд на мир. Организуйте полноценный выбор – от лингвистики до современной астрологии, от оленеводства до слесарной мастерской, где будущий автомеханик ловко крутит гайки, а не протирает без толку штаны. Свобода самоопределения растущего человека – вот чем система образования цивилизованного государства должна озаботиться в первую очередь. А обеспечить такую свободу по полной программе способен лишь «восьмичасовой» учитель. Лидер, наставник, который сам постоянно ищет себя в предмете, вовлекая в этот поиск детей. Только ни в коем случае нельзя прикреплять детей к учителю на целый день. Иначе они опять устроят обязательные дополнительные занятия по казенной дисциплине, да еще за деньги. Нет, лучше уж платно, но по доброй воле!

Николай Есаулов, г. Архангельск-20.


Присоединиться к дискуссии можно по адресу: www.ant11@yandex.ru

"