Posted 12 марта 2007,, 21:00

Published 12 марта 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:50

Updated 8 марта, 08:50

Институт торговли

Институт торговли

12 марта 2007, 21:00
За последний год втрое увеличилось число вузов, сдающих свои площади в аренду торговым компаниям. К таким выводам пришли на днях аналитики рынка образования.

Теперь студенты могут совместить учебу с полноценным шопингом. В стенах многих университетов можно купить не только книгу или шоколадку. Вниманию студентов представлены лотки с косметикой, домашней утварью и даже нижним бельем. Превратить вуз в торговый центр ректоры решаются не от хорошей жизни. Даже в Москве ежегодное недофинансирование университетов достигает 30%. В условиях постоянной нехватки денег вузам приходится искать пути выживания самостоятельно.

В последние годы ректоры вузов вынуждены крутиться как белка в колесе. Государственное финансирование остается нестабильным. «Этот вопрос поднимался даже на заседании Союза ректоров, – рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – По итогам 2006 года, столичные вузы недополучили 25–30% положенных бюджетных средств. В регионах недофинансирование достигало 50%. В результате ректоры оказываются перед выбором: или залезать в долги, или изобретать способ заработать».

Самый простой способ закрыть дыры в бюджете – это самовольно сократить бюджетные места в пользу платных. Однако инициативы вузов насторожили Рособразование. Чиновники провели проверку 20 подведомственных институтов и выявили множественные нарушения. Теперь руководитель Рособразования Григорий Балыхин планирует ужесточить контроль над вузами и не дать руководству высшей школы зарабатывать таким «относительно честным путем».

Запрет наложили, а проблему финансирования так и не решили. Вузам не осталось ничего другого, как искать другие источники доходов. И они были найдены. Руководство институтов начало активно сдавать в аренду свои площади…

И стол, и дом

Во ВГИК молодые люди приходят не только для учебы. Здесь будущие кинозвезды могут купить домашнюю утварь, бижутерию и даже нижнее белье. Причем последнее студентки могут даже померить. «Мы уже смотрим на институт как на магазин, – рассказала «НИ» студентка Наталья. – Впрочем, это даже удобно. Многие вещи можно купить прямо в перерыве между лекциями».

Студенты Российского университета дружбы народов очень рады, что в их вузе работает целая сеть фастфудов. «У нас всегда есть выбор, где перекусить, – говорит студентка третьего курса РУДН Екатерина Овчинникова. – В корпусе более десяти точек питания – начиная от итальянской пиццерии и заканчивая японскими суши-тунами. Лично я считаю, что процессу образования такое разнообразие выбора не мешает». Все столики в фастфудах внутри РУДН, к слову, заняты с самого утра.

Два других ведущих вуза России – МГИМО и Плехановская академия могут похвастаться не только точками общепита. На первых этажах университетов расположены салоны красоты, куда студентки записываются с вечера. Не все относятся к этому положительно. «Для меня все эти нововведения кажутся дикими, – поделилась с «НИ» студентка факультета мировой экономики Плехановской академии Анна Коник. – Мы приходим в институт учиться, а попадаем в какой-то всемирный торговый центр, где за деньги можно сделать все, что угодно. Я понимаю, что ректорату лишние деньги только на руку – но неужели даже таким путем?!»

В Лингвистическом университете для студентов решили устроить и вовсе райскую жизнь – на случай внезапного похолодания или радикального изменения планов осенью в главном здании работал целый гардеробный магазин. «У нас продавались шарфы, шляпы, даже обувь, – рассказывает аспирантка МГЛУ Екатерина Струве. – Очень странно было наблюдать за тем, как студенты вместо лекций толпой шли мерить одежду».

На безденежье…

На все претензии студентов ректоры только руками разводят: «Все вырученные деньги идут исключительно на благо наших студентов – на реставрацию здания, ремонт в аудиториях, на улучшение образовательных условий. В таком большом вузе, как наш, очень сложно найти лишние деньги. Все задействовано с предельной точностью», – заявил «НИ» ректор Московского государственного педагогического университета им. Ленина Виктор Матросов.

Не от хорошей жизни палатки с нижним бельем и домашней утварью пустило под свою крышу и руководство ВГИКа. «Проблема недофинансирования стоит очень остро и для нашего института, – рассказал «НИ» ректор ВГИКа Александр Новиков. – Чтобы выжить, нам действительно приходится сдавать часть своих площадей и помещений в аренду. Если бы не эти деньги, не представляю, что бы мы делали. Впрочем, даже здесь не все ладно. Дело в том, что такая арендная плата поступает прямо в казначейство и должна рассматриваться как дополнительное бюджетное финансирование вуза. Однако налоговые органы совершенно не берут это в расчет и пытаются всеми силами собрать с этих денег налог на прибыль. По всей видимости, они считают, что учебное заведение занимается чистой коммерцией».

Законодательно вузам не запрещается сдавать в аренду площади под торговые лотки. Организация торговли – это внутреннее дело самого университета. «Конечно, неправильно, если в университете торгуют колбасой или нижним бельем. Это отвлекает от учебы, расхолаживает учеников, уничтожает отношение к вузу как к храму знаний, – отметил г-н Комков.– Но сейчас просто бессмысленно вводить какие-либо запреты. Единственный способ убрать многочисленные лотки – нормально профинансировать университеты. Пока у преподавателей такие низкие зарплаты, а вузы хронически недополучают даже положенных государством денег, проблему не решить».

Деньги ничто – имидж все

Только вот глобальных проблем университетов сдача площадей в аренду все равно решить не сможет. «Деньги за 4–5 кв. метров площади под ларек никак не могут покрыть содержание одного бюджетного места, – пояснил «НИ» г-н Комков. – Деньги покрывают лишь небольшие насущные потребности университета».

Зато на имидже российского образования это сказывается не лучшим образом. «Если в вузе торгуют нижним бельем, то он получает репутацию несерьезного учебного заведения, – рассказал «НИ» председатель комиссии по образованию Московской городской думы Евгений Бунимович. – Решить проблему можно только с помощью Минобразования. Этот вопрос находится в его ведении, но пока министерство ничего не предпринимает, чтобы ограничить торговлю в учебных корпусах».

В результате и преподаватели, и студенты с каждым годом думают об учебе все меньше. Пока ректорат занят подсчетом доходов от арендной платы, студентам самое время подстричься или пройтись по магазинам, не выходя из институтских стен.

Вячеслав ХВАН, директор студгородка Московского института стали и сплавов:

– Мне кажется, нашему вузу удалось найти оптимальный выход из ситуации. В учебных помещениях можно и нужно зарабатывать деньги другим путем – организацией дополнительного образования. Например, можно открыть курсы повышения квалификации и переподготовки кадров. Для этого у нас есть все условия. Во-первых, многие помещения свободны в вечернее время, во-вторых, квалификация московских вузовских преподавателей достаточно высока и позволяет проводить дополнительные занятия, а в-третьих, у вузов есть лицензии на преподавание, и дополнительно получать их уже не надо. Наконец, и доходы от таких дополнительных курсов действительно высоки.



НЕМЕЦКИЕ ВУЗЫ ТОРГОВЛЕЙ НЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮТ

Размещая киоски в своих зданиях, администрация немецких вузов руководствуется многовековыми традициями, целесообразностью и элементарной культурой. Как правило, вузы довольствуются тем минимумом, который необходим для студентов и преподавателей. Это автоматы с горячими и прохладительными напитками на каждом этаже и столовые с разнообразными и недорогими обедами. Иногда попадаются ларьки с канцелярскими принадлежностями, футболками с университетской символикой и сувенирами, напоминающими об альма-матер.
«Специальных запретов, не позволяющих, к примеру, размещать в нашем университете мясную лавку или пивоварню, не имеется в силу бессмысленности подобных указов, – пожал плечами один из берлинских профессоров, специализирующихся на гражданском праве. – Дислокация торговых заведений должна быть рентабельной и логичной. У нас же приобретают знания, а не колбасу». Единственное, что запрещает закон – это реализовывать спиртное, порнографию, эротику и «товары, чье применение может создать помехи для нормального проведения занятий».

Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин

"