Posted 12 февраля 2014,, 20:00
Published 12 февраля 2014,, 20:00
Modified 8 марта, 04:36
Updated 8 марта, 04:36
История диспетчерской на Сиреневом бульваре по документам началась еще в 2008 году – тогда на четной стороне бульвара выкопали яму, где прокладывался высоковольтный кабель. На пятый год работ яму догадались огородить, а к новому году пообещали завершить работы и закопать. Но вздохнуть с облегчением местные жители не успели: в конце года в их дворе начали вырубать деревья. Оказалось, так расчищают площадку под диспетчерский пункт для обслуживания коллектора, причем все документы на здание датируются 2008 годом.
«В нашем дворе, где сегодня гуляют и отдыхают пенсионеры, родители с детьми и просто жители микрорайона, фактически изымается территория в 6 соток (целый дачный участок!!!), на которой планируется возвести капитальное строение», – жалуются горожане. Кроме того, к зданию будут подводить канализацию, отопление, а во дворе будут парковаться обслуживающие автомобили. «Для нас значительно уменьшится пространство для комфортного отдыха, мы лишимся почти 200 единиц мощных, красивых деревьев и кустарников сорокалетнего возраста, травяного газона. Мы получим наличие дополнительного автотранспорта со всеми его выхлопами и невозможностью свободного прохода по двору. А для тех, чьи окна выходят во двор, вместо зеленого уголка будет постоянно маячить картина унылого строения», – сетуют жители.
Собрав 25 листов подписей, люди задали властям вопрос: почему их мнения при согласовании проекта диспетчерской не спросили, а альтернативные варианты размещения здания даже не рассматривались? Ответы из префектуры Восточного административного округа и управы Восточного Измайлово, которые есть в распоряжении «НИ», похожи, как две капли воды. Сведений об общественных слушаниях там нет, зато есть описание характеристик здания и список документов, в соответствии с которыми оно возводится. «При проектировании диспетчерского пункта были выполнены все требования по защите окружающей среды, что подтверждается положительным заключением государственной экспертизы. В соответствии с предложенным размещением, диспетчерский пункт не окажет негативного влияния на свето-климатический режим окружающих зданий и территории», – говорится в документах. Там, однако, сказано, что строительство здания пока приостановлено «с целью проработки вопроса о возможности переноса месторасположения объекта».
Работы на объекте ведутся, рассказал «НИ» житель одного из близлежащих домов Владимир Алексеев. Во вторник жители встречались с заместителем префекта Восточного округа, который пообещал им обратить внимание на ситуацию. Представители местной власти и застройщика ГУП «Москоллектор» говорят, что решение о строительстве диспетчерской было принято в 2008 году, и сейчас срок проведения общественных слушаний прошел. «Мы подозреваем, что просто задним числом были оформлены документы», – говорит г-н Алексеев. «Вся документация на строительство диспетчерской была оформлена тогда, когда не было ни генерального плана развития Москвы, ни самого понятия общественных слушаний», – заочно возражает жильцам в беседе с «НИ» пресс-секретарь ГУП «Москоллектор» Лилия Клевенская.
Практики общественных слушаний в 2008 году действительно не было, однако была практика информирования, пояснила в беседе с «НИ» координатор Общественной коалиции в защиту Москвы Елена Ткач: «Чиновники часто забывают, что до градостроительного кодекса Москвы, где прописаны обязательные общественные слушания, действовали нормы, по которым обязательно должен был проводиться обход либо конференция не менее 50% жителей района».
О том, как общественные слушания по застройке превращаются в профанацию, «НИ» рассказывали осенью прошлого года (статья «Антинародный сход» в номере от 3 октября 2013 года). В ход идут фальсификация подписей и протоколов, административное давление, массовые визиты на слушания работников ближайших бюджетных учреждений и другие нарушения.
Однако, как показывает история с диспетчерской в Восточном Измайлово, есть способы вовсе обойтись без этой формальности. По словам Владимира Алексеева, о планах властей в округе вообще информировать жителей не принято. Похожий сценарий был реализован и в Новокосино, где хотели построить общежитие для мигрантов. Власти впервые заговорили о соответствующем плане в преддверии выборов мэра в августе-сентябре 2013 года, однако выяснилось, что все разрешения и согласования пройдены еще год назад. А в 2012 году было решено построить открытый каток прямо на территории Измайловского леса. Публичных слушаний по проекту не проводилось, однако после ряда митингов от идеи постройки катка все-таки отказались.
Отказ от слушаний под предлогом давности документов – распространенная практика по всей Москве, рассказал «НИ» муниципальный депутат района Зюзино Константин Янкаускас. По его словам, нередко так происходит из-за кризиса 2008 года, когда множество проектов были заморожены и возобновлены спустя годы. Протесты жителей вызвал проект благоустройства районного парка на улице Каховка, напомнил депутат: «Правда, там требовались не общественные слушания, а обсуждение в муниципальном собрании. В его проведении нам отказали, сославшись на то, что все документы были оформлены в 2010 году, когда у муниципальных депутатов не было таких полномочий. Однако зачастую в таких случаях проекты претерпевают изменения и сильно отличаются от первоначальных вариантов. Так, проект благоустройства парка, который реализовался у нас, отличался от образца 2010 года кардинально. В таких случаях слушания, конечно, должны быть».
Нередко муниципальные и окружные власти, пытаясь обойти необходимость слушаний, идут на подмену понятий, рассказала Елена Ткач: «Особенно это актуально для центра, который весь по документам является многофункциональной общественной зоной. Когда жители добиваются слушаний по постройке объекта, им отвечают: с какой стати мы должны их проводить, ведь у вас не жилой микрорайон!».
Если же избежать неприятной процедуры не удалось, у властей всегда есть возможность проигнорировать результаты слушаний, поскольку, согласно Градостроительному кодексу Москвы, они носят рекомендательный характер. «Градостроительная комиссия пишет на протоколе слушаний «Принять к сведению», что значит, что мнение жителей можно и не учитывать. Это распространенная практика. Корень проблемы в том, как формируются у нас градостроительные комиссии: из десяти человек в них один муниципальный депутат, а остальные – чиновники», – считает Константин Янкаускас.
В случае принятия некоторых законодательных поправок институт общественных слушаний в Москве вообще может уйти в прошлое. В конце 2013 года Мосгордума в первом чтении поддержала законопроект об отмене слушаний практически по всем категориям объектов точечной застройки. В документе предлагается упразднить обсуждение проектов, «содержащих положения о развитии, реконструкции, реорганизации жилых территорий, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и исторических зонах, градостроительных планов земельных участков». Там же предлагается сократить сроки извещения жителей о слушаниях с семи дней до трех. Поправки, по мнению автора Максима Тарханова, будут способствовать «более динамичной реализации основных градостроительных проектов в городе». Ранее, в 2012 году, Мосгордума отменила общественные слушания по постройке детсадов и яслей.
На федеральном уровне тем временем рассматривается законопроект об упразднении общественных слушаний по так называемым «линейным объектам» – дорогам, трубопроводам, линиям электропередач. Внес его зампред комитета по земельным отношения Госдумы Мартин Шаккум, который в пояснительной записке поясняет, что слушания задерживают начало работ. В январе проект спровоцировал напряженные обсуждения в Общественной палате РФ.
НЕДОВОЛЬНЫЕ СТРОЙКОЙ АМЕРИКАНЦЫ МОГУТ ПИСАТЬ В ГАЗЕТЫ
В ГЕРМАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ ПО СТРОЙКАМ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ