Posted 11 декабря 2011,, 20:00

Published 11 декабря 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:14

Updated 8 марта, 06:14

Выгнать из ступора

11 декабря 2011, 20:00
В столице прошел Московский международный урбанистический форум. Одной из главных тем, обсуждавшихся на нем, стала транспортная ситуация в мегаполисе. Зарубежные эксперты соглашаются, что причины московских пробок в низкой развитости общественного транспорта, недостаточно проработанной системе управления движением и в

По данным директора транспортного отдела Европейского региона компании Arup Донала Макдейда, свой автомобиль есть у 20% москвичей. Большинство автомобилистов выбрали такой способ передвижения из соображений комфорта (35,5% респондентов, принявших участие в исследовании), экономии времени (33,7%), а также потому, что им часто надо преодолевать большие расстояния (25,4%). Автолюбители не готовы отказаться от «железного коня», несмотря на нехватку заездных карманов, перехватывающих парковок и пересадочных узлов.

По большому счету, достойных конкурентов у автомобилей сейчас нет, признают эксперты. Пересадить горожан на велосипеды пока не выйдет – как заметил научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, «в Москве этот вид транспорта пока может развиваться только в комплекте с противогазом». Пешком жители столицы тоже почти не передвигаются. По данным Arup, в Москве прогулки предпочитает менее 10% горожан, тогда как в Варшаве – мегаполисе с аналогичным климатом – этот показатель составляет 21%. Почти не развивается электротранспорт, многие автобусы технически устарели.

«Метро не соответствует требованиям комфортности: станции переполнены в два раза, вагоны – на 40%», – сказал заместитель мэра по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николай Лямов.

Впрочем, одними только инженерными решениями Москву от пробок не избавить, считает партнер и руководитель международной практики PwC в области железнодорожной и транспортной инфраструктуры Джулиан Смит. По мнению эксперта, «все дело в психологии: необходимо повлиять на поведенческие модели тех, кто ездит по Москве каждый день». Три четверти москвичей за рулем – автомобилисты первого поколения, говорит Михаил Блинкин: «Для них автомобиль – священная корова, они не верят, что машина чем-то отличается от утюга или холодильника». Иными словами, для москвичей автомобиль – важный атрибут социального статуса, а не средство передвижения. Такая установка создает дополнительные препятствия при попытках пересадить горожан из личного транспорта в общественный.

Надо делать «наземку» и подземку более престижной, а передвижение на автомобиле – менее комфортным, считает Джулиан Смит. «Транспортная система должна ориентироваться на тех, кто легко переключается с одного вида транспорта на другой, – полагает эксперт. – Они должны знать, через сколько времени подойдет другой автобус, как дойти до ближайшей станции метрополитена, где оставить свою машину. Для этого надо развивать «умные» остановки, информационные табло и прочие общесетевые службы транспортной информации. На мой взгляд, стоит освободить центр города от частного транспорта, а в случае, если трафик будет угрожать социально-экономическим показателям города, возможно, следует ввести дополнительные сборы с автомобилистов».

"