Posted 12 июня 2021, 15:55

Published 12 июня 2021, 15:55

Modified 7 марта, 13:45

Updated 7 марта, 13:45

В стране - нехватка учителей: что делать и кто виноват

12 июня 2021, 15:55
Окончание учебного года учителя и родители Нижегородской области отметили открытым письмом губернатору о бедственном положении педагогов. Общественное объединение «Родительский комитет Нижегородской области» обратилось в редакцию «НИ» за помощью. Как выяснилось,проблема учителей скорее общероссийская, чем региональная.

Ирина Мишина

Дмитрий Казаков - человек уникальный. Он преподает в школе Нижнего Новгорода одновременно историю, обществознание и ОБЖ. Только так, совмещая несколько должностей, педагог, по его мнению, может заработать на жизнь.

«Зачастую у наших учителей оклад приближается к МРОТ (12 792 рубля- прим.редакции), но у некоторых он даже ниже. Молодой педагог, который приходит в школу, зарабатывает, как правило, 15-16 тысяч, не больше. Если у меня не будет дополнительных нагрузок, мой заработок тоже не будет превышать 15-16 тысяч рублей», - сообщил «НИ» учитель из Нижегородской области, член Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Дмитрий Казаков.

Результат всего этого– профессиональное «выгорание» и отток учителей из школ. Собственно, родительская общественность и начала бить тревогу по этому поводу: один учитель на 2-3 предмета – это не вариант качественной учебы.

«Учителя уходят, потому что приходится совмещать свою основную работу с работой, например, психолога и еще с несколькими должностями. Дополнительная нагрузка в виде кружков, секций, подготовки к ВПР – Всероссийским проверочным работам, никак не оплачивается. В результате непомерных нагрузок педагоги просто «ломаются». Мы в регионе сейчас боремся за то, чтобы ставка учителя была равно 2-м минимальным МРОТ», - комментирует учитель из Нижегородской области Дмитрий Казаков.

Проблему признает даже министр образования Нижегородской области Ольга Петрова. Она подтвердила в СМИ факт низкой оплаты труда учителей в Нижегородской области как основную системную проблему образования в регионе.

«Министерство образования и губернатор Нижегородской области ничего не делают для решения проблем отрасли, тратя при этом миллиарды на показушные некачественно выполняемые работы по так называемому «благоустройству» - перекладке плитки, укладке новых газонов в Кремле и т.п. За счет бюджетных средств строится даже частная «Школа 800», причем выделено денег на нее в разы больше, чем на строительство муниципальных школ. В связи с этим родители учащихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций Нижегородской области требуют от губернатора Нижегородской области повернуться лицом к педагогическим работникам Нижегородской области и принять меры для решения системной проблемы отрасли образование», - говорится в коллективном письме, которое направили в редакцию «НИ» родители Нижегородской области.

Кстати, вопрос, почему в областном бюджете не хватает денег, достаточно забавный. Ведь Нижегородская область – богатейший регион страны. В ближайшую трехлетку параметры бюджета Нижегородской области будут расти в положительном ключе, прогнозируют в Минфине. На 2021 год начальные доходы региона заложены в объеме 202 млрд руб. Конечно, бюджет на год формировался в непростой ситуации в связи с пандемией. Казалось бы, самое время направить деньги на главное – выполнение социальных обязательств и поддержку людей. Но вместо этого в статье расходов 2020 года заложена дополнительная сумма в 148 млн руб. на зарплаты хоккеистам «Торпедо». На празднование 800-летия Нижнего Новгорода в 2021 году выделены дополнительные средства, хотя федеральный бюджет и так направит на эти цели 20 млрд руб. При этом минимальная ставка учителя так и осталась на уровне минимального размера оплаты труда в регионе или даже ниже планки в 12 792 рубля.

Вторая, не менее серьезная проблема – цифровизация образования, бессмысленная и беспощадная. На эту программу брошены миллиарды, но на выходе результат привел к жалобам родителей на перегрузку детей и дополнительные, не оплачиваемые обязанности учителей.

«Цифровизация должна войти в жизнь школы, но делать это надо разумно. Есть в цифровизации много положительного, например, это избавляет от писанины. Но иногда начинают «спускать сверху» странные, мало объяснимые указания: например, провести онлайн-урок на определенной платформе. Есть Электронный журнал, который очень удобен как форма общения с детьми и родителями. Но внезапно приходит директива с требованием зарегистрироваться еще в какой-то другой системе, чтобы общаться там с детьми на случай онлайн-уроков, плюс к этому обязательна группа ВКонтакте, чтобы и там зачем-то еще общаться с детьми и родителями. У учителей огромное число аккаунтов в разных системах, где регистрация обязательна, и это не сокращает, а отнимает время», - рассказал «НИ» учитель из Нижегородской области, член Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Дмитрий Казаков.

«…Они требуют от учителей и наших детей безропотно принимать участие в эксперименте по Цифровым образовательным системам, чтобы потом объявить, что ЦОС, цифровые платформы – это лучше, чем обучение учителями! Ведь так называемый «эксперимент» они проводят с заранее известным результатом, не проводя сравнение между обучением с использованием ЦОС и без такового. На самом деле, это не эксперимент, а афера с далеко идущими целями – заменить учителя цифровыми платформами, что позволит вместо зарплаты учителям платить за использование этих платформ различным коммерческим организациям. Мы же видим, на что у губернатора Нижегородской области есть деньги на все что угодно, кроме повышения зарплаты учителям!», - говорится в Открытом письме губернатору Родительского общественного объединения «Родительский комитет Нижегородской области».

Кстати, за использование дополнительных цифровых сервисов и за кипучую внешкольную деятельность в интернете учителя Нижегородской области, по их сведениям, не получают никаких доплат и бонусов.

«НИ» обратились к министру образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольге Петровой с просьбой пояснить, почему в регионе столь низкие зарплаты учителей. Мы получили ответ, в котором подробно описана схема формирования зарплаты учителя. Но о повышении зарплат педагогов – ни слова.

«В соответствии со ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда», - говорится в ответе пресс-службы министра просвещения. Но куда уж ниже-то?

И далее: «Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ при условии, что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, которые являются элементами заработной платы, не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом». То есть зарплата учителя может быть установлена и ниже планки в 12 792 рубля, но чтобы учитель не умер с голоду, его могут нагрузить дополнительными обязанностями. И все по закону, не придерешься.

Средняя зарплата по региону таким образом поднялась.

«По информации Федерального статистического наблюдения заработная плата за январь-март 2021 года: педагогических работников общеобразовательных организаций составила 35 308,9 рублей или 106,9% к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе; учителей - 36 085,6 рублей или 109% среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе», - говорится в информационном письме, направленном из правительства Нижегородской области в «НИ».

Как прожить на эти деньги семье, в которой есть дети, честно говоря, для меня большой вопрос…

Но эти 36 085 рублей с копейками– только средние цифры. Печальное лицо истины выглядит иначе.

«Если школа крупная, может повезти – зарплата вырастет за счет «стимулирующих». А если школа небольшая, рассчитывать в общем-то не на что. Скажем, если зарплата учителя доходит до 40 тысяч – это не потому, что оклад такой, это главным образом за счет дополнительных нагрузок и обязанностей, за счет совмещения», - рассказал «НИ» учитель из Нижегородской области, член Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Дмитрий Казаков.

Низкие зарплаты учителей – беда всероссийского масштаба. По данным портала Город Работ.ру, средняя зарплата учителя в России на сентябрь 2020 составила 37 923 рубля.

Зарплата учителя, по данным из открытых источников, складывается из базового оклада (минимум 18 часов ведения уроков в неделю, чем больше у педагога часов, тем больше у него зарплата), кроме того, почти каждый месяц учитель может получить стимулирующую надбавку, ее выплачивают за победителей и призеров школьных олимпиад и за внедрение новых технологий. Надбавка в 5000 рублей - за классное руководство. Отдельно считается работа с детьми-инвалидами и различными группами здоровья. Кроме того, у сельского учителя рабочий час стоит больше, чем у его коллеги из города. Также заработная плата зависит от стажа и квалификации.

Правда, в Москве совсем иная ситуация. По официальным данным Росстата, средняя зарплата учителей за 2019 год по Москве составляла 116,7 тысячи рублей. Это не считая ежемесячного городского вознаграждения за выполнение функций классного руководителя в размере до 12,5 тысяч рублей при наполняемости класса в 25 человек. Также учителя, которые активно используют МЭШ (онлайн-платформу "Московская электронная школа"), дополнительно получают 10 тысяч рублей в месяц, а авторы наиболее популярных и востребованных материалов могут претендовать на получение грантов правительства Москвы за вклад в развитие МЭШ в размере до 300 тысяч рублей", - уточнили в пресс-службе департамента образования Москвы.

Но такая ситуация, пожалуй, только в столице. По данным, которые нам предоставили в профсоюзе педагогических работников «Учитель», в Петербурге средняя зарплата учителя – 50-60 тысяч рублей, в Волгограде и области – около 20-и тысяч рублей.

«В регионах зарплата учителя может не превышать и 6 тысяч рублей», - сообщила сопредседатель профсоюза «Учитель» Марина Балуева. Что касается «стимулирующих» и прочих доплат - все на усмотрение администрации школы. И тут не стоит строить иллюзий. Сопредседатель профсоюза работников образования «Учитель» Марина Балуева подтвердила, что сегодня стимулирующие выплаты делаются по усмотрению работодателя и считаются не гарантированной частью зарплаты: «Получается игра с процентами, и простые учителя иногда совсем не подозревают, о чем речь. Если захочет работодатель, он тебе деньги заплатит, не хочет — не заплатит».

Вообще, очень похоже, что низкие зарплаты учителей – это сугубо российская проблема. В 2021 году рейтинг стран по преподавательским зарплатам выглядел так:

Швейцария — 6240 долларов в месяц

Дания — 6190 долларов в месяц

Люксембург — 5850 долларов в месяц

Норвегия — 5450 долларов в месяц

Исландия — 5430 долларов в месяц

Германия — 4390 долларов в месяц

Япония — 3990 долларов в месяц

Бельгия — 3900 долларов в месяц

США — 3900 долларов в месяц

Финляндия — 3900 долларов в месяц.

На этом фоне средняя зарплата российских учителей в 200-400 долларов выглядит достаточно комично. В Европе учитель - одна из самых высокооплачиваемых профессий. Там педагоги имеют качественное образование и относятся к элите страны. Конкуренция среди европейских учителей довольно высокая. В основном в школах работают молодые люди до 40 лет. В Японии, где зарплата учителя составляет 4 тыс. долларов ежемесячно, эта профессия - одна из наиболее уважаемых в стране. Учитель отвечает не только за образование воспитанников, но и за их нравственный облик. Именно учителя прививают своим подопечным традиционные японские ценности. Конкуренция между учителями в Японии довольно высокая: до 20 человек на 1 место. Перед тем, как приступить к работе, будущий педагог должен пройти экзамены.

У нас же, судя по всему, с учителями серьезный кризис.

К 2020 году нехватка педагогов в российских школах составила 180 тысяч человек. При этом из 73 тысяч человек, ежегодно поступающих на бюджет в педагогические вузы, только 33-34 тысячи выпускников работают потом в школах.

Удручают и данные исследования Института образования НИУ ВШЭ . Оно показало, что в российских школах ежегодно увеличивается дефицит учителей. Нехватка преподавателей неминуемо будет сказываться на результатах итоговой аттестации школьников. В большинстве учебных заведений не хватает учителей математики и русского, при том, что экзамены по этим предметам обязательны. Нередко директора учебных заведений формально закрывают эти ставки другими учителями-предметниками. Как все это скажется на качестве российского образования, предсказать не сложно. Как отразится на будущем страны - вопрос...

Подпишитесь