Posted 11 мая 2006,, 20:00

Published 11 мая 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:14

Updated 8 марта, 09:14

Чужой город

Чужой город

11 мая 2006, 20:00
На днях столичные власти приняли решение оборудовать 18 подземных переходов города специальными подъемниками и поручнями для инвалидов. Такие переходы появятся на Преображенской площади, Щелковском шоссе, Садовом кольце, в районе Сухаревской и Кудринской площадей, на Сущевском Валу и в других районах Москвы. Все эти п

Каждый житель российской столицы, будь он хоть розовощеким атлетом, устает от поездок в душном метро, от очередей на автобусных остановках, от своих однообразных маршрутов. Трудно представить, что в этих же самых условиях живут тысячи людей, которым передвигаться по городу тяжело не только психологически, но и физически. Для горожан с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата выход за пределы своей квартиры или интерната – это настоящий подвиг, на который решаются лишь немногие.

Согласно официальной статистике в Москве живет около миллиона инвалидов. То есть каждый десятый москвич – человек с ограниченными способностями. Однако в городе их почти не видно. Людей в колясках или с белыми тростями встретишь, скорее, в метро с протянутой рукой, чем на улице, в магазине или тем более в кино. Внезапно утратив возможность двигать ногами, руками, видеть или слышать, человеку приходится учиться жить заново. И самый сложный среди десятка уроков – снова вернуться на городские улицы, проехать в автобусе, самому купить батон в булочной. Этому не учит государство. Эту науку инвалидам приходится познавать на собственном горьком опыте.

Уроки выживания

Офис благотворительного центра активной реабилитации инвалидов «Преодоление» расположен на первом этаже жилого дома. К небольшой железной двери с металлической вывеской ведет специальный пологий пандус. Это чтобы посетители центра – инвалиды-колясочники – могли без труда подняться на крыльцо. Таких пандусов с небольшим углом наклона и прочными перилами в Москве очень мало. Как рассказали руководители центра, сначала они хотели сделать свой подъезд получше – с площадкой для разворота. Но все документы и письменные просьбы трижды игнорировались чиновниками, так что согласились и на этот. Активисты «Преодоления», в основном сами ограниченные в движении люди, уже 15 лет помогают таким же, как они, вернуться к жизни, войти в привычную среду в новом качестве. Дважды в год руководители клуба устраивают двухнедельные семинары. Кроме психологических тренингов и даже дискотек для колясочников они проводят с новичками ежедневные тренировки – учат их навыкам владения коляской в условиях городской среды, пользуясь тренажерами, имитирующими бордюры, лестницы, пандусы. Все эти методы выживания в агрессивной городской среде необходимы для колясочников. По крайней мере, научиться им можно куда быстрее, чем дожидаться, пока московские власти оборудуют город пандусами – хотя бы такими, какой стоит у подъезда к «Преодолению».

Менеджер семинаров Дмитрий Докучаев – молодой человек в светлой футболке, ловко передвигающийся на коляске, оказался в больнице с переломом позвоночника в 23 года. О том, как это случилось, рассказывать не хочет. Говорит, что это неважно.

«Я не буду рассказывать слезливых историй, потому что нам важно создать образ инвалида, который может и хочет работать, хочет ходить в кино и рестораны, торговые центры, но ему не дают этого делать, – говорит Дмитрий Докучаев. – В России не понимают, что инвалид может быть полноценным человеком, хотя в Европе такое представление о людях с ограниченными возможностями сформировано уже давно. Однако почувствовать себя полноценным очень трудно, если государство и общество не идут тебе навстречу».

Подъемники для имиджа

Как признались сотрудники центра реабилитации, с городскими властями они работают все меньше. Это слишком долгий путь. Приспособить под себя город сложнее, чем самому приспособиться к тому, что есть, – к слишком высоким бордюрам, к железным швеллерам без перил вместо пандусов, к электроподъемникам, которые перестают работать уже через месяц после открытия.

«Понятно, что у чиновников кроме нас еще много головной боли,– говорит Дмитрий. – Да они и не сидели никогда в инвалидном кресле, поэтому не знают, что это такое – передвигаться по городу на коляске. Но многие программы соцзащиты, которые разрабатываются федеральным и московским правительствами, просто не работают. К примеру, существует целый ряд строительных норм и правил, по которым жилые дома и объекты социального назначения должны быть оборудованы пандусами, однако эти СНиПы соблюдаются только на бумаге. Сдается дом, по документам все специальные сооружения есть. В реальности же нет даже намека на них. В лучшем случае у магазинов и аптек устанавливают два швеллера, ведущих отвесно вверх».

По словам Дмитрия, это грубое нарушение. Таким пандусом просто невозможно пользоваться. Во-первых, угол наклона слишком крутой, и подняться можно только с большим усилием. Во-вторых, если коляска чуть шире или уже, чем расстояние между швеллерами, она просто не попадет в пазы. Иногда делают простые бетонные площадки без перил. Это не только неудобно, но и очень опасно – подъем по любой из них может закончиться травмой. Даже «навороченные» сооружения вроде электроподъемников и лифтов жизнь москвичей с физическими ограничениями не облегчают.

«В 2004 году открылось новое железнодорожное направление «Москва – Мытищи». На платформу людей доставляли специальные лифты, предназначенные и для инвалидов, и для детей, и для пенсионеров, – рассказывает Дмитрий. – Но через пару месяцев я застал на платформе такую картину: два лифта не работали вообще, третий использовался какими-то грузчиками, а я в него заехать не смог, потому что мне мешал слишком высокий порожек. Та же ситуация с Третьяковской галереей, которая оборудована подъемниками для инвалидов. Сотрудники музея повели меня не через подъемник, а какими-то окольными путями, причем во многие залы я попасть так и не смог – мне предлагали посмотреть картины через щелочку в двери. Вообще подъемники есть в Третьяковке только потому, что ее посещают иностранцы. В других музеях или кинотеатрах, где не надо поддерживать имидж страны, нет даже пандусов. Я уже не говорю о том, что доехать до этих музеев – большая проблема для многих инвалидов».

Сказка о потерянном времени

На программу социальной защиты инвалидов на 2006–2010 годы из федерального бюджета было выделено около 4 млрд. рублей. В обществе инвалидов уверены, что даже меньших денег хватило бы на преобразование крупных городов.

«Положить бордюр плашмя – ничего не стоит, покрасить его желтой краской, чтобы привлекал внимание, тоже недорого,– сказали «НИ» в Московском центре реабилитации инвалидов. – Пандусы установить гораздо дешевле, чем подъемники. Так что проблема не в деньгах, а в организации процесса. Если даже пандус нам установят, около него обязательно будет припаркован автомобиль, который никак не объедешь».

В департаменте социальной защиты населения города Москвы, сотрудники которого занимаются проблемой инвалидов, уверяют, что федеральная программа поддержки людей с ограниченными физическими возможностями четко воплощается в жизнь. Кроме нее есть еще и столичный проект интеграции инвалидов в городскую среду, который по уверениям чиновников также отлаженно действует. Впрочем, в комплексе социальной сферы Москвы признают, что сделана только мизерная часть от задуманного.

О недостатках программ и о трудностях их реализации в правительстве говорят неохотно, а сравнивать Москву с крупнейшими мировыми столицами, полностью адаптированными для инвалидов, не хотят. По словам чиновников, у Москвы было слишком мало времени на масштабные проекты для инвалидов. На проблему слишком долго закрывали глаза, и нужные программы только начинали разрабатывать, в то время как вся Европа уже могла похвастать современными сооружениями для физически неполноценных горожан.

НА ПОМОЩЬ ИНВАЛИДАМ ИЗРАИЛЬ ТРАТИТ МИЛЛИОНЫ ДОЛЛАРОВ

В Израиле очень много внимания уделяется реабилитации инвалидов, особенно молодых. Практически весь общественный транспорт в стране оборудован средствами для подъема инвалидных колясок. Во всех общественных туалетах предусмотрены кабины, удобные для инвалидов. В прошлом году парламент Израиля принял закон о равенстве возможностей для людей с физическими недостатками. Согласно этому закону, все израильские школы в течение ближайших 14 лет будут приспособлены для того, чтобы в них могли учиться дети-инвалиды. В частности, школы будут оборудованы лифтами и туалетами, которыми смогут пользоваться дети в колясках. По мере выполнения этого плана дети с физическими ограничениями, вынужденные сегодня учиться в специальных учебных заведениях, будут переводиться в обычные школы. Базовая стоимость этой школьной реконструкции более полумиллиарда шекелей (почти 120 млн. долларов).

Валентин БОЙНИК, Иерусалим



ЕВРОПА ВСЕ РАСХОДЫ БЕРЕТ НА СЕБЯ

Конечно, быть инвалидом плохо, но если уж вам не повезло, то лучше оказаться в каталке на территории Северной Европы. Общество здесь делает все, чтобы примерно пять процентов сограждан, страдающих теми или иными физическими недугами, не чувствовали себя ущербными. Все новые общественные заведения при строительстве обязательно оборудуются туалетами и лифтами для инвалидов, в театрах и концертных залах для них устроены специальные площадки, автобусы, подъезжая к остановке, «приседают», давая возможность войти туда «проблемному» пассажиру, повсюду есть пандусы и въезды для колясок. О льготах для инвалидов можно сложить сагу. Расскажу о них на примере моего знакомого, 24-летнего выходца из России, заболевшего несколько лет назад церебральным параличом. Ему тут же было предложено несколько квартир на выбор: от специально оборудованных для инвалидов до обычных. Поскольку врачебная комиссия заключила, что молодой человек ограничен в своих перемещениях, ему была положена дополнительная площадь. Он остановил свой выбор на просторной «двушке» поблизости от родителей. Оплату квартиры стоимостью в 900 долларов в месяц взяла на себя коммуна, так же как и расходы по найму ассистентки, убирающей квартиру и помогающей ему с покупками. Его заболевание соответствует примерно второй российской группе: обычно он передвигается самостоятельно, чуть прихрамывая, лишь в периоды рецидивов опирается на две специальные палки. Тем не менее, он получил право на бесплатные поездки на такси до десяти раз в месяц в пределах Стокгольма. Если ездить требуется чаще, необходимо написать письмо с обоснованием в коммуну. Как правило, такие просьбы удовлетворяются. А когда ему нужно перевезти крупногабаритный багаж или что-то из мебели, тогда он вызывает специальный микроавтобус, приспособленный для «колясочников», и едет, куда ему надо со своим грузом. Дважды в год он отправляется на месяц-другой в санаторий на Майорку или на Канары. Эти расходы также оплачивает государство. «Чистыми» на руки он получает 5 тыс. крон в месяц (около 800 долларов), что на треть больше обычного социального минимума и вполне достаточно для безбедной жизни. Ведь эти деньги расходуются только на еду и одежду – все остальные счета принимает к оплате государство.

Алексей СМИРНОВ, Стокгольм

"