Posted 11 апреля 2004,, 20:00

Published 11 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Кровожадная «Тайжина»

Кровожадная «Тайжина»

11 апреля 2004, 20:00
В ночь на субботу в Кемеровской области произошла крупнейшая в России авария на угольной разработке. На момент подписания номера в списках погибших на шахте «Тайжина» значились 42 горняка. Надежд найти еще 5 человек, пропавших без вести на глубине в 500 метров, почти не осталось.

Мощный взрыв прогремел на шахте «Тайжина» в субботу примерно в 6.55 утра по местному времени. На глубине 530 метров произошел внезапный выброс метана. Концентрация газа на глубоком участке шахты стремительно росла, и, когда достигла критической отметки, произошел взрыв. В шахте отключилось электричество, связь с горняками пропала. В момент взрыва в шахте находились 59 человек. Шесть из них работали на поверхности и не пострадали. Из 53 горняков, которые были под землей, трое выбрались сами, еще троих вывели спасатели. Первые данные о погибших стали поступать к восьми утра. В течение всей субботы их количество неуклонно росло. В срочном порядке был сформирован штаб по ликвидации причин аварии и контролю за спасательной операцией, которую возглавил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Начала работу комиссия по расследованию причин катастрофы.

Через три часа после взрыва из Красноярска в Кемеровскую область вылетела группа офицеров и спасателей Сибирского регионального центра МЧС. Спасатели спускались под землю и поднимали на поверхность безжизненные тела. В забое остались 14 трупов, которые вряд ли удастся опознать. Вместе с мертвыми из подземного ада вызволяли живых. Шестерых из 12 спасенных горняков доставили в городскую Осинновскую больницу.

«Пострадавшие с шахты «Тайжина» поступили к нам в 10 утра, – сообщил «НИ» заведующий травматологическим отделением Осинновской городской больницы. – Это были те самые шесть человек, которые находились внизу во время взрыва, но не в эпицентре. Мужики были в шоковом состоянии. Было даже не понятно, то ли они напуганы, то ли рады тому, что остались живы. Взрывной волной их отбросило на стены. Трое из них, получив первую необходимую помощь, отказались от госпитализации. Например, у Евгения Фокина ушиб головы и компрессорный перелом четырех ребер, но он сказал, что дома вылечится быстрее. У Бабанова отравление угарным газом и сотрясение мозга, он тоже отказался от госпитализации. Но двоих мы вынуждены были все-таки оставить под присмотром. Это Дерябин 82-го года рождения. Он получил ожог верхних дыхательных путей и отравился угарным газом. Владимир Лаптев тоже очень серьезно отравился. Сейчас оба переведены в больницу в Новокузнецк».

Врачи не исключают, что через несколько дней пострадавшие при взрыве горняки снова обратятся в медицинские учреждения за помощью. Многие, находясь в состоянии шока, не понимают, что травмы серьезные.

На момент подписания номера судьба пятерых шахтеров была неизвестна, их пока считают пропавшими без вести. Горноспасатели группами по пять человек спускались на глубину 500 метров. Предположительно именно там могут находиться выжившие. Хотя надежд на то, что их удастся спасти, остается все меньше. «Спасательные работы не прекращаются ни на минуту. Оперативные службы трудятся круглосуточно, – рассказал «НИ» сотрудник пресс-службы главного управления по делам ГО и ЧС Кемеровской области Валерий Корчагин. – В работах на месте трагедии задействованы 365 человек, 189 из которых, сменяя друг друга трижды в сутки, спускаются в задымленный забой. Вниз горноспасателей доставляет клеть. Чем глубже спускается подъемник, тем сильнее задымление и концентрация углерода и метана. Без противогаза работать невозможно. Видимость почти нулевая».

От клети до места взрыва приходится идти пешком пять километров, причем скорость прохождения этого маршрута не превышает 1 км/ч. Сильнейшая взрывная волна спровоцировала множество завалов. Их толщина на некоторых участках достигает десятки метров. Приходится пробивать горную породу и разгребать груды камней. Кроме того, отсутствие связи с пропавшими горняками не позволяет определить их местоположение.

По факту взрыва прокуратура Кемеровской области уже возбудила уголовное дело по статье «нарушение техники безопасности при проведении горных, строительных или иных видов работ, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия». «Очень часто виновными в несчастных случаях на разработке оказываются сами шахтеры, – заявила «НИ» сотрудница пресс-службы администрации Кемеровской области Ольга Рожкова. – На угольных шахтах опасность выброса метана всегда велика. Из-за единственной искры все может взлететь на воздух. А горняки и покурить там могли».

Однако единственной версия о несоблюдении правил безопасности, по всей видимости, не станет. Комиссия по расследованию причин продолжает работать. Предстоит установить, каким образом концентрация метана в шахте возросла за считанные часы, хотя незадолго до трагедии приборы показывали нормальный уровень. Согласно заявлению заместителя генпрокурора РФ Валентина Симученкова, взрыв могла спровоцировать искра, возникшая при сдвиге двух пластов горных пород.

Члены правительства Кемеровской области уже называют произошедшее на шахте «Тайжина» «самой крупной катастрофой в регионе за последние 7 лет». Завтра в Кузбассе объявлен день траура по погибшим горнякам.



АВАРИИ НА РОССИЙСКИХ ШАХТАХ

2004 год

25 марта. В результате горного взрыва на шахте «Севуралбокситруда» в городе Североуральске Свердловской области погибли три человека, один – ранен, еще один шахтер числится пропавшим без вести.

24 марта. На шахте «Краснокаменская» в городе Киселевске Кемеровской области из-за внезапного обрушения горных пород погиб один шахтер.

21 января. Один человек погиб и еще один серьезно пострадал в результате обвала в шахте «Есаульская» в Новокузнецке Кемеровской области.

10 января. На угольной шахте «Сибирская» в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области произошел взрыв, в результате которого шесть человек погибли, 15 получили ранения различной степени тяжести.


2003 год

23 ноября. При проведении демонтажных работ на шахте «Восточная» в Шолоховском районе Ростовской области произошло обрушение погрузочного бункера. В результате три горняка получили травмы, один погиб.

9 ноября. Под Норильском в результате обрушения породы на шахте «Октябрьская» погибли два горняка.

29 октября. На шахте «Центральная» в Приморском крае прогремел взрыв, погибли 5 шахтеров.

23 октября. В шахту «Западная» в Новошахтинске Ростовской области хлынула вода. 46 шахтеров оказались блокированными под землей. Спасти удалось 44 человека.

9 июля. Один человек погиб и трое пострадали в результате взрыва метана на шахте № 12 в Киселевске Кемеровской области.

5 июля. На шахте «Красногорская» в Прокопьевске Кемеровской области обрушилась кровля. Погибли три горняка.

16 июня. На шахте № 12 в городе Киселевске Кемеровской области взорвался газ, что вызвало обрушение выработки на глубине 250 метров, где находились более 20 горняков. Погибли 12 человек.

10 мая. Три человека погибли и четверо госпитализированы с различными травмами в результате обрушения кровли на шахте № 12 в городе Киселевске Кемеровской области.

14 февраля. На шахте «Коркинская» в Челябинской области погиб один шахтер.

12 февраля. В результате аварии на шахте «Алардинская» в городе Осинники в Кемеровской области погибли два горняка.


НА «ТАЙЖИНЕ» УЖЕ БЫЛИ АВАРИИ

Шахта «Тайжина», расположенная в городе Осинники Кемеровской области, начала создаваться заново в сентябре 1998 года на базе ранее закрытой по причине банкротства шахты «Высокая», действовавшей с 31 декабря 1960 года. 22 августа 2001 года «Тайжина» дала первый уголь. Промышленные запасы угля оцениваются в 44 млн. т. Максимальная глубина выработки – 560 метров. На шахте работают около 500 человек. 22 сентября 2002 года на глубине 100 метров во время крепления подземной выработки произошло внезапное обрушение горных пород. В завале оказались трое проходчиков. Все они получили серьезные травмы головы и конечностей. Спасатели сумели их вызволить, но по дороге в больницу один из шахтеров, 45-летний Николай Медведев, скончался.

"