Posted 11 марта 2009,, 21:00
Published 11 марта 2009,, 21:00
Modified 8 марта, 07:42
Updated 8 марта, 07:42
Москвичка Людмила Титова несколько недель назад купила автомобиль Kia Picanto. «В салоне перед покупкой сказали, что машина подпадает под акцию правительства Москвы, и мне выдадут бесплатную топливную карту. Я эту машину потому и выбрала. Но в ГИБДД, где должны были оформить карту, мне сказали, что автомобиль весит больше тонны, а именно одну тонну и 12 килограммов. В салоне эту ситуацию менеджер объяснил так: вес набежал от кондиционера и других незначительных вещей. В итоге я осталась без карты, о чем очень жалею», – рассказывает «НИ» Людмила Титова.
Обещанные городскими властями топливные карты не смогли получить до 80% покупателей малолитражек. Перед кризисом в Москве ежемесячно продавалось 1,5 тыс. автомобилей этой категории – с двигателем до 1,3 литра, массой до тонны и длиной до четырех метров («Ока», Daewoo Matiz, Kia Picanto, Peugeot-107, Toyota Yaris, Chevrolet Spark, Fiat Panda, Nissan Micra). В начале нынешнего года, по данным агентства «Автостат», спрос на малолитражки упал в 2,5 раза, однако в любом случае за пять месяцев действия акции (с 1 октября минувшего года) в Москве было продано не менее 5 тыс. малолитражек. В одном из автосалонов «НИ» сообщили, что только автомобилей Daewoo Matiz за ноябрь было продано 314 штук. Между тем в Московской топливной компании (МТК), которая обслуживает карты, «НИ» заявили, что по состоянию на 4 марта было активировано всего 927 карт. То есть лишь каждый пятый автолюбитель сумел воспользоваться льготой.
Покупателю Nissan Micra Дмитрию Бродкину в топливной карте отказали из-за перевеса в 15 кг. «В автосалоне говорили, что Nissan Micra подпадает под акцию. Но в ГАИ мне выдали официальный документ, что вес автомобиля превышает положенный», – возмущается в беседе с «НИ» г-н Бродкин. Покупательнице Daewoo Matiz Светлане Пустовой в ГИБДД отказали под предлогом того, что карты закончились, хотя в постановлении правительства Москвы ни о каких лимитах по количеству карт не сказано. Ограничивается лишь срок проведения акции – с 1 октября 2008 года до 1 декабря 2009-го. А купившая Nissan Micra Екатерина Валько пыталась оформить карту, но потом бросила: «сил не осталось».
В ГИБДД Москвы ситуацию с выдачей топливных карт комментировать «НИ» отказались. Воздержался от комментариев и начальник отдела нефтепродуктообеспечения и экологии на транспорте Департамента транспорта и связи Москвы Игорь Чурсин. Чиновник переадресовал корреспондента «НИ» на сайт ведомства, где, однако, ничего, кроме распоряжения столичного правительства о выдаче топливных карт, размещено не было.
Ограничения в выдаче топливных карт могут быть связаны с желанием властей сэкономить в условиях кризиса. По данным компании МТК, владельцы карт ежемесячно заправляют 90–95 литров бензина на сумму примерно в 2 тыс. рублей. Таким образом, экономия за счет невыданных 4–5 тыс. карт составляет до 10 млн. рублей в месяц. Директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин назвал «НИ» происходящее «странной социальной мерой». По словам эксперта, малолитражный автомобиль, как правило, «покупается для жены, дочери, подруги, то есть ясно, что в семье есть лишние деньги». Получившая топливную карту покупательница Peugeot-107 Наталья Колобашкина подтвердила «НИ», что машину ей купил муж для поездок по городу, и «выдача топливной карты сыграла какую-то роль, но незначительную».
Предполагалось, что топливные карты побудят москвичей покупать меньшие по размерам и более экологичные малолитражки. Президент Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин говорит «НИ», что сама по себе акция мало что даст: «Ее надо подкреплять другими мерами – снижением налогов, платежей по ОСАГО».
А президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин сказал «НИ», что подобную акцию следовало бы проводить не в столице, а на периферии, где «эта приманка была бы неплохой прибавкой к пенсии».