Posted 11 января 2005,, 21:00

Published 11 января 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:34

Updated 8 марта, 09:34

Бог после шторма

Бог после шторма

11 января 2005, 21:00
Если перефразировать знаменитую формулу «Христианство после Освенцима», можно сказать, что сегодня перед всеми верующими встала проблема «Бог после шторма». Стихийное бедствие в Юго-Восточной Азии размыло не только берега семи стран – обнажило человеческие сердца, вскрыв таящиеся в них жертвенность и своекорыстие, любо

В подобных случаях даже омертвевшие души ищут символы, знамения. Для погрузившегося в каникулярное веселье человечества такими знаками внезапного отрезвления, осознания хрупкости и оттого бесценности жизни стали купальщики, завороженно глядящие на стену морской воды, которая летит на них со скоростью несколько сот миль в час, как на экзотический аттракцион. Или разнеженные от сеанса тайского массажа «братки», в ответ на истошные вопли: «Сэр, идет вода! Очень большая вода!», приказывающие девушкам продолжать приятную процедуру. Или молодожены, эвакуированные на зимнюю родину в одних пляжных принадлежностях...

Слаб человек. И прав председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Кирилл (Гундяев): «Мало кто связывает апокалипсическую картину разрушений от цунами с наказанием за грех... Эту простую религиозную истину, явленную нам в знамениях времени, нужно понять и усвоить».

В унисон русскому иерарху стращает свою паству один из индонезийских исламских лидеров: «Цунами – воздаяние Бога за грехи человека. Может быть, мы совершили плохие поступки или забыли о чем-то, забыли Аллаха или забыли о молитве».

С богословской точки зрения в этих высказываниях ничего нового. Мир погряз в грехе, и каждый пожар, эпидемия, цунами – всего-навсего девятый вал захлестывающего нас всех зла. Так думали и до нашей эры, так думают и в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова.

Но даже если это так, надежда умирает последней. И в противовес вышеперечисленным символам грешного и беззащитного человечества из потока все прибывающей информации всплывают младенец на пляжном надувном матрасике, найденный родителями, смытыми цунами, в том самом кафе, на том самом месте, где их разлучила беда. Или девочка, двое суток плававшая в океане, уцепившись за обломок двери стертого с лица земли дома. Наконец, образ новорожденного Спасителя, спящего в хлеву, продуваемом зимним ветром, в бескрайней пустыне, – разве не витал он зримо над океаном в конце декабря, как раз в рождественские дни?

После того как схлынула волна, мир стал другим. Он стал меньше – наверное, поскольку волна была уж очень большая. И до потерпевшего бедствие рая земного – что от Ватикана, что от Москвы, что от Греции, что от Канады – оказалось рукой подать.

В первое воскресенье нового года Папа Римский Иоанн Павел II призвал верующих не терять надежду перед лицом разрушительной стихии: «Бог никогда не покидает нас, даже в самых трудных и болезненных испытаниях». Папа распорядился направить в Шри-Ланку, Индию, Таиланд и Индонезию гуманитарную помощь в объеме 6 млн. долларов и несколько десятков волонтеров – членов католических организаций, которые займутся распределением этой помощи. Митрополит Калавритский и Эгиалийский Амвросий (Элладская Православная Церковь) обратился к верующим с призывом поддержать акцию помощи жертвам цунами. В ходе проведенного по инициативе Церкви 24-часового телемарафона греками было собрано около 20 млн. евро. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II распорядился начать сбор средств в помощь пострадавшим по всем епархиям РПЦ. «Будем помнить, – подчеркнул патриарх, – слова Иисуса Христа, которые Он произнесет на Страшном Суде: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

А вот канадские буддисты из восточного предместья Ванкувера и вовсе продали свой храм, а полученные от продажи 500 тыс. долларов перевели Красному Кресту для помощи жертвам азиатского цунами. Настоятель храма заявил, что подарок сделан отчасти в благодарность жителям Филиппин, Индонезии и Малайзии, которые помогли ему и другим беженцам спастись от преследования вьетнамских коммунистов.

Воистину «Бог не в бревнах, а в ребрах». И в роковые минуты храмы превращаются из Домов Божьих в места обитания людей – со всеми отсюда вытекающими... Две таиландские пагоды превратились в морги. Мечеть в одном из селений индийского штата Тамил Наду стала приютом для 200 семей, лишившихся крова и пропитания. Примечательно, что большинство из этих людей – индуисты.

Однако не обошлось и без ложки дегтя. Неизвестные воры украли более 13 тыс. евро, предназначавшихся пострадавшим, из ризницы церкви святого Патрика в городке Баллихаунис на западе Ирландии...

Между прочим, храмы, так же, как пятизвездочные отели и жалкие лачуги, волна стороной не обошла. Экспертам ЮНЕСКО потребуется пять-шесть недель, чтобы оценить ущерб и выработать программу спасения памятников. Но уже сегодня известно: претерпел разрушения Храм Солнца в Конараке, один из выдающихся индуистских памятников архитектуры XIII века. Сильно пострадал уникальный храмовый город VII века Махабалипурам на побережье Бенгальского залива. Поврежден крупнейший в мире барельеф с изображениями людей, зверей и богов, купающихся в священных водах Ганга. Но им все же больше повезло, чем тем нескольким сотням буддийских монахов, которые вздумали в день цунами совершить ритуальное омовение – и были унесены в океан. Цел и невредим остался ковчег с волосами Будды, хранившийся в ланкийской пагоде Мау Тин Цун. Не пострадала и одна из древнейших статуй Будды в Шри-Ланке.

Все здания в округе поминай, как звали, а изваяние божества в эпицентре катастрофы уцелело.

Не хочется думать, что на его лице написаны презрение и гнев.




«Сначала океан просто ушел»

"