Posted 10 сентября 2008,, 20:00

Published 10 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:44

Updated 8 марта, 07:44

Парад живых экспонатов

Парад живых экспонатов

10 сентября 2008, 20:00
24 августа в Сокольниках закрылся ежегодный съезд всех лошадников России – выставка «Equiros», которая отметила свое десятилетие. Корреспондент «МВ» побывала на дне рождения и сама не заметила, как заразилась любовью к лошадям.

Выставка «Equiros» разместилась в четырех павильонах выставочного центра Сокольники. Один заняли продавцы всевозможной амуниции, кормов и прочих вспомогательных продуктов, во втором, центральном, разместились экспоненты. Здесь же построили манеж для работы с лошадьми и мастер-классов верховой езды. Но самая интересная часть выставки находилась в третьем и четвертом павильонах: их заняли лошади, которых на выставке было не менее семидесяти голов. Небольшие (около 130 сантиметров в холке) арабские и башкирские лошади, а рядом – огромные английские тяжеловесы шайрской породы (180–185 сантиметров). И разумеется, российские лошади: знаменитые орловские, выведенные графом Орловым-Чесменским, тракененские, буденовские. Малолетние любители лошадей могли по отдельному билету пройти в павильон пони, на выставку «Equiros Junior».

Мероприятие в Сокольниках – главное место встречи всех лошадников России, пояснила мне Наталья Горская, инспектор ВНИИ коневодства по Москве и Московской области: «Сокольники – хорошее место для выставки, хоть это и центр Москвы. Здесь большие денники, есть, где погулять, и за все десять лет я не помню серьезных эксцессов. За рубежом выставки тоже проходят в больших городах, на них привозят гораздо больше лошадей. На мой взгляд, Москва выигрывает по сравнению с Германией или Францией».

Наталья представляет экспозицию Федерации конного спорта России. Я сижу рядом и слушаю, как она обсуждает со знакомой судьбу молодого жеребца «то ли из Латвии, то ли из Литвы». «В этом году на «Equiros» проводился парад «Гордость России», – рассказывает она. – На него привезли и действующих чемпионов, жеребцов-производителей, и менее заслуженных лошадей. Здесь, на выставке, их можно вывести, показать. В предыдущем году здесь же проводились турниры по выездке, по преодолению препятствий, да и сейчас организуются разные шоу – например шоу арабских лошадей».

Мастер-классы на «Equiros» обычно проводят иностранные мэтры. Российские профессионалы чаще работают на соревнованиях. Зато на выставке меньше ограничений по стилям верховой езды, и посмотреть представление могут все желающие.

«Разумеется, представители разных отраслей встречаются и на каких-то собственных мероприятиях: владельцы скаковых коней – на скачках, коннозаводчики – в своих каких-то клубах, – говорит Наталья. – Но я и здесь общаюсь в основном с профессионалами, а не с любителями».

Помимо Equiros, в России есть еще несколько крупных конных выставок: «Иппосфера» в Петербурге, «Кони мои, кони» в Казани, наконец, «Equiros-Юг». Московская выигрывает не только потому, что проходит в столице. Организаторы «Equiros» правильно выбрали сезон, объясняют мне лошадники. «Иппосфера», например, проходит весной, – не самое удобное время для руководителей больших хозяйств и коннозаводчиков.

Правда, на юбилейной выставке организаторы немножко просчитались и не выделили достаточно места для лошадей. В прошлые годы манежей было два: на одном шли шоу и мастер-классы, на другом – коневладельцы выгуливали своих питомцев, чтобы те не застаивались в денниках. На десятый год о втором манеже решили забыть: работать с лошадьми приходится на небольшом манеже, и только вечером, после окончания выставочных программ.

«Мы бы не повезли своих лошадей в такие условия, – говорит Антонина Шевченко, менеджер в конном бизнесе и просто заядлый лошадник. – Хотя устроители «Equiros» все-таки стараются содержать коней в порядке. Содержание – это самый больной вопрос, здесь и большие европейские выставки не на высоте. Лучше всего проводить «конные» мероприятия где-нибудь на зеленых английских лугах. У нас таких нет, и лошадям даже негде «выгулять» стресс от путешествия».

По словам Антонины, до грамотного менеджмента в конном бизнесе россиянам еще расти и расти. Она привезла на выставку презентацию новой учебной программы Национального открытого института России (негосударственное образовательное учреждение в Санкт-Петербурге), целиком посвященной лошадям. Это экспериментальное образование существует уже полтора года. Студенты, которые закончили годовую программу, получают дополнительную квалификацию (второе высшее образование), те, кто поступил после школы, – отметку о среднем специальном образовании. У разработчиков курса далеко идущие планы: они хотят создать и утвердить в России школу иппологии (науки о лошадях) и организовать пятилетнее высшее образование. «Наш курс будет «настроен» на Россию: мы хотим научить и юридическим тонкостям содержания, и разведения и перевозки лошадей, и психологии, и менеджменту в этой области. Да просто искоренить невежество, которым сегодня страдают российские коневладельцы». Пока образовательной программой Открытого института интересуются в основном профессионалы: коннозаводчики, ветеринары, зоотехники.

«Мы уже второй год участвуем в «Equiros», и нам очень нравится, – говорит Антонина. – Хотя, конечно, эту выставку рано сравнивать с немецкой «Equitana» или с парижской «Salon du Cheval». Там можно найти все, что угодно: и особые хозяйственные технологии для разведения лошадей, и презентации новых разработок. Но в России «Equiros» – главный источник информации и главное место встречи всех лошадников».

Экспозицию «Equiros» тоже не назовешь скучной. Свое название «международной» выставка оправдывает благодаря немцам, которые заняли около 20% из 170 выставочных мест. Среди немецких и русских экспонентов есть не только спортсмены и коннозаводчики. Целый павильон заняли производители амуниции, специальной одежды для верховой езды – таких, например, как производитель лошадиной сбруи «Сивый мерин». Приехали и представители научного мира, и лошадиные музеи (например, «Музей орловского рысака и русской тройки»). В современной России есть не только спортивные, но и культурно-исторические объединения коннозаводчиков, такие как союз «Наследие Якова Ивановича Бутовича» (известного российского коннозаводчик рубежа XIX–ХХ веков). Но все это не вызывает такого удивления, как стена, занятая работами художников-анималистов – еще одной разновидности лошадников.

На выставке «Equiros» не дают забыть, что лошади – это прежде всего сказка и только потом бизнес. Несколько больших стендов напротив манежа заняли производители настоящих экипажей. «Мы уже больше семи лет занимаемся производством карет. Начинали бизнес вместе с моим другом, он занимался дизайном, а я – технической частью», – говорит мастер «Каретного двора» Мунавир Салихов. На выставку «Каретный двор» он привез свое самое необычное произведение – карету «Золушка». Белая, созданная специально для свадеб, по форме «Золушка» напоминает тыкву, а на зиму может превращаться в сани, надо только снять колеса и поставить полозья.

По словам Салихова, каретами сегодня в основном интересуются брачные агентства, люди, которые профессионально занимаются организацией торжественных мероприятий. Коннозаводчики тоже в стороне не остаются, правда, их больше привлекают не кареты, а фаэтоны. «В России всего несколько производителей карет, но, думаю, бизнес будет расти. Кататься на лимузине в день свадьбы – это уже неоригинально, всем хочется чего-то живого, поэтому спрос на нашу продукцию есть». Постоянные клиенты каретных дел мастеров – киношники. «Каретный ряд» даже участвовал в съемках фильма «Турецкий гамбит».

Любому обывателю после разговоров с мэтрами конного мира кажется, что дорога туда открыта только очень богатым людям. Это, однако же, не совсем так. Да, покупка и содержание лошади обходится примерно столько же, сколько покупка и содержание неплохого автомобиля (а потолка цен тут может и не быть). Но учиться верховой езде в клубе или заниматься конным туризмом вполне может и обычный человек. В нашей стране есть даже национальный комитет по конному туризму.

«Больше всего конным туризмом занимаются на Алтае, – рассказывает вице-президент Туристско-спортивного союза по конному туризму Геннадий Семин. – Там больше всего конюшен, там в этот туристический бизнес вовлечены коннозаводчики и частные владельцы, и все предлагают собственные программы».

Сейчас в России существует спортивная классификация по конному туризму. Комитет пытается европеизировать этот вид спорта: разработать нормативные документы, правила работы конюшен и уровни сложности маршрутов. «В конном спорте законы есть, и они работают, но вообще коневодство и связанный с ним бизнес законом регулируются мало и плохо, – вздыхает Семин. – Но мы проводим собственные соревнования, сейчас пытаемся обучать гидов по конному туризму, как-то популяризовать туризм среди коннозаводчиков».

Стандартная туристическая программа включает обучение верховой езде с проживанием недалеко от конюшни, например на турбазе, конные походы от двухдневных для новичков до двухнедельных для опытных наездников. И интересуются туризмом, по словам Семина, в основном любители, обычные люди, которые однажды случайно заглянули на стенд или на сайт.

Не знаю, кого как, а меня этот рассказ обнадежил.

"