Posted 10 августа 2011,, 20:00

Published 10 августа 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:10

Updated 8 марта, 06:10

Убрать «дестабилизатор»

10 августа 2011, 20:00
Федеральная миграционная служба (ФМС) должна быть ликвидирована, квоты на иностранных рабочих упразднены, а временную регистрацию следует заменить постановкой на налоговый учет. Такие предложения содержатся в представленной вчера фондом «Миграция XXI век» альтернативной концепции миграционной политики России. Обнародов

Альтернативный проект концепции миграционной политики вчера представляли сразу два бывших замдиректора ФМС – президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин и завкафедрой социальной статистики Российского государственного социального университета Ольга Воробьева. Документ подготовлен как альтернатива проекту концепции, который в апреле нынешнего года обнародовал руководитель ФМС Константин Ромодановский.

Ключевое положение альтернативного проекта – реформа управления миграцией. Сейчас помимо ФМС за мигрантов ответственны семь структур, включая ФСБ. Предлагается же создать отдельное министерство миграции, межнациональных и конфессиональных отношений с входящей в структуру министерства Федеральной службой по надзору в сфере миграции. Кроме того, предложено создать миграционные суды, которые помогали бы мигрантам отстаивать свои «общечеловеческие права» вне зависимости от легальности своего статуса.

Квоты на привлечение иностранной рабочей силы авторы альтернативного проекта рекомендуют отменить. «Квоты ничего не отражают и из регулятора превратились в дестабилизатор», – поясняет Вячеслав Поставнин. В документе сказано, что в Москве потребность в мигрантах составляет 1,4 млн. человек, однако квот на этот год выделено лишь на 126 тыс., и работодатели вынуждены нанимать мигрантов в обход закона. Вместо квот предложено выставлять объявление о вакансии на сайт службы занятости, и, если в течение трех недель «претендентов из числа национальной рабочей силы» не будет, на вакансию можно нанимать иностранца. Кроме того, при избытке представителей тех или иных профессий в определенных регионах эти профессии будут объявлять закрытыми для иностранцев.

Временная регистрация, по мнению авторов документа, также бесполезна: лишь 20–25% мигрантов ее оформляют, и только половина из оформивших действительно проживают по месту этой регистрации. Таким образом, из учета выпадают около 90% приехавших в Россию на заработки. По мнению Ольги Воробьевой, мигрантов нужно ставить только на налоговый учет, присваивая им, как и россиянам, индивидуальный налоговый номер налогоплательщика. Текущее место жительства и место работы при этом будет не важно.

Введенные год назад патенты, дающие право иностранцу работать у физических лиц, оказались гораздо менее популярны, чем ожидалось: за ними обратились 320 тыс. и получили 256 тыс., при том, что, по оценкам ФМС, частным образом у россиян работают не менее трех млн. иностранцев. В ФМС введение патентов считают успехом, авторы альтернативной концепции – провалом, так как с их помощью легализовалась лишь десятая часть мигрантов.

Представляя свой проект концепции, Константин Ромодановский также высказывался за отмену квот и за введение «балльной системы», когда для каждого мигранта возраст, специальность и владение русским языком переведут в баллы, а при наборе «проходного» балла дадут вид на жительство в соответствующем регионе. Вице-президент фонда «Миграция XXI век» Наталья Власова говорит, что подобная система есть в развитых странах, но для России она неприменима: миграционная привлекательность страны низкая, и из числа высококвалифицированных специалистов, для которых и разрабатывалась «балльная система», в Россию поедут единицы.

В ФМС альтернативный проект концепции не комментируют. Вячеслав Поставнин утверждает, что документ разослан высокопоставленным чиновникам, и «интерес проявлен». Правительство планирует утвердить концепцию миграционной политики до конца года. Г-н Поставнин утверждает, что предложенные в его проекте меры позволят за счет налогов и пошлин ежегодно пополнять бюджет на шесть млрд. долларов.

"