Posted 10 августа 2004,, 20:00

Published 10 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Дешево и кроваво

Дешево и кроваво

10 августа 2004, 20:00
Вчера в Кировском районе Саратова произошла очередная крупная авария с участием автобуса Павловского завода. Переполненный пассажирский «ПАЗ» на полном ходу врезался в опору линий электропередачи. От сильного удара машина перевернулась. Серьезные ранения получили 18 человек. Причиной аварии, как и в большинстве аналоги

Пассажирский автобус «ПАЗ-672», выполнявший обычный городской рейс, врезался в опору ЛЭП на полной скорости и перевернулся. Чудом удалось избежать жертв. Те, кто смог самостоятельно выбраться из покореженного салона, помогали извлечь из автобуса раненых пассажиров. Из 18 пострадавших 6 человек были доставлены в больницы города. Остальным прибывшие на место происшествия медики оказали амбулаторную помощь. В спасательных работах участвовали 53 человека и 17 единиц техники.

Эта авария пополнила нескончаемый список дорожно-транспортных происшествий с участием самых опасных российских автобусов – «ПАЗов». Еще трагедия в Чувашии в августе 2002 года заставила задуматься о целесообразности использования этих машин. Тогда павловский автобус с неисправными тормозами и заклинившим рулем на полной скорости вылетел с дороги в глубокий овраг. Погибли 23 человека, еще 30 получили серьезные ранения. Тем не менее «ПАЗы» по сей день пользуются популярностью почти во всех регионах России. Их продолжают использовать даже в качестве школьных автобусов.

В управляющей компании «Русские автобусы», куда входит Павловский автобусный завод, утверждают, что машины последних серийных выпусков отвечают всем нормам безопасности. «Автобусы «ПАЗ» отличает невысокая стоимость, простота и надежность в эксплуатации, неприхотливость в обслуживании», – гласят рекламные проспекты компании. Кроме того, производители давно перестали использовать сложную в эксплуатации пневмогидравлическую тормозную систему, и теперь «пазики» оснащены только пневматикой. Однако по всей стране люди продолжают разбиваться на стареньких «ПАЗах», которые из-за своей дешевизны надолго обосновались в частных и государственных автопарках России.

Автобус «ПАЗ-672», разбившийся в Саратове, отслужил свой эксплуатационный срок еще 9 лет назад. Автобусы этой серии перестали выпускать в конце 80-х годов. То есть такой машине никак не меньше 20 лет. При эксплуатационном сроке в 10 лет.

«Проблема действительно существует. Мы просто не можем взять и обновить все автобусы с устаревшими тормозными системами, – рассказал «НИ» замгендиректора по качеству Павловского автобусного завода Игорь Борзенков. – Прежде всего потому, что их даже трудно вычислить. Большинство таких автобусов когда-то выкупались у государственных автопарков частными предпринимателями. Например, новый «ПАЗ-3205» стоит 10 тыс. долларов, а подержанный можно прибрести за 3–4 тысячи. Частники просто не в состоянии обслуживать эти автобусы. Пневмогидравлика требует тщательного ухода. А они могут залить тормозную жидкость, которая закипает при спуске машины со склона, и детали поставить вообще от другого автобуса. Отсюда и аварии. К тому же отзывать автобусы, выпущенные больше трех лет назад, просто не имеет смысла. На них стоит «сводная» пневмогидравлическая тормозная система, а заменить ее – фактически сделать новый автобус. А списывать транспортное средство уже не входит в обязанности завода».



АВАРИИ АВТОБУСОВ «ПАЗ»

10 марта 2004 года в Сочи в результате аварии пассажирского автобуса «ПАЗ» 3 человека погибли, 24 получили ранения. Водитель не смог удержать машину на трассе. «ПАЗ» выскочил на обочину и упал в глубокий кювет. Причиной аварии стала неисправная тормозная система автобуса.

21 октября 2003 года на 18-м километре автотрассы Синегорск–Южно-Сахалинск маршрутный автобус «ПАЗ» опрокинулся в кювет. Погибли два человека.

В сентябре 2003 года в Белгородской области в результате аварии автобуса «ПАЗ» со школьниками двое детей погибли и пятеро получили травмы. Причина аварии – отказ тормозов.

18 августа 2002 года пассажирский «ПАЗ» на полном ходу упал в глубокий овраг около села Янтиково в Чувашии. 24 человека погибли, более 30 получили тяжелые травмы.

12 августа 2002 года в Новосибирске «ПАЗ» с отказавшими тормозами врезался в толпу людей на остановке. Один человек погиб, 13 ранены.

2 июля 2002 года в Челябинской области «ПАЗ» с отказавшими тормозами рухнул в реку Ай. Погибли 7 человек, пострадали 28, двое пропали без вести – их унесла река.

"