Posted 10 апреля 2012,, 20:00

Published 10 апреля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:44

Updated 8 марта, 05:44

Игры с буквами

10 апреля 2012, 20:00
Московские власти отменили значок «Не содержит ГМО!», которым ранее маркировались продукты питания. Об этом вчера заявил заместитель руководителя Департамента торговли и услуг столицы Дмитрий Краснов. По его словам, значок лишь вводил потребителей в заблуждение. По мнению экспертов, процедура добровольной маркировки не

По словам Дмитрия Краснова, нанесение марки противоречило федеральному законодательству. Дело в том, что согласно федеральным нормам о содержании ГМО (генетически модифицированных организмов) в продуктах следует предупреждать, если их доля превышает 0,9%. Содержание доли ГМО менее 0,9%, отметил чиновник, является случайным и не относится к категории продуктов. По данным Департамента торговли и услуг Москвы, таких значков было в городе выдано на три тыс. наименований продуктов. При этом в ведомстве признались, что за три года не было выявлено ни одного продукта с ГМО.

Постановление о добровольной маркировке знаком «Не содержит ГМО!» действовало в Москве с 1 июля 2007 года. Городской бюджет в 2007 году выделил 50 млн. рублей на закупку оборудования и создание 16 лабораторий по выявлению наличия ГМО в пищевых продуктах.

Председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин считает, что речь идет об «абсолютно верном решении». «В Москве эта схема превратилась в механизм сбора денег и способ дезинформации потребителей, – пояснил «НИ» г-н Янин. – Маркировка наносилась на соль, минеральную воду и туалетную бумагу – то есть на те продукты, где априори не может содержаться ГМО». При этом, по словам эксперта, отдельные производители использовали эти значки в своих коммерческих целях. «При помощи таких надписей они, по сути, обеляли свой плохой продукт», – отметил Дмитрий Янин. Он подчеркнул, что люди, безусловно, имеют право на информацию, но это «вовсе не означает, что необходимо тиражировать полный идиотизм». «С таким же успехом на упаковках можно писать, что продукция не содержит марсианских человечков или образцов с Луны», – резюмировал собеседник «НИ».

Директор Научно-исследовательского института питания РАМН, академик Виктор Тутельян подтвердил «НИ», что подобные значки являлись «избыточной информацией для людей». «На коробках с тортом ведь не пишут, что он не содержит чеснок. А ведь если разобраться, эти надписи равнозначны», – говорит г-н Тутельян. Он также выразил надежду, что вскоре продукты питания немного подешевеют. «Не секрет, что производителям приходилось платить за процедуру сертификации. В итоге понесенные ими расходы закладывались в стоимость продукта. Теперь от этой необходимости они избавлены», – объяснил эксперт.

Противником маркировки выступала и Федеральная антимонопольная служба, представители которой неоднократно заявляли, что «это будут ненужные, бесполезные бюджетные расходы». В ведомстве также отмечают, что использование значка «Не содержит ГМО!» создавало неравные условия для производителей на рынке и способствовало недобросовестной конкуренции.

Между тем в обществе сложились явно негативные ассоциации с аббревиатурой ГМО. По результатам опроса ВЦИОМ, две трети россиян не готовы употреблять в пищу продукты, произведенные с использованием генетически модифицированных ингредиентов. В то же время в странах Евросоюза указание «Не содержит ГМО!» не является обязательным. Однако может, по оценкам экспертов, принести производителю пищевых продуктов троекратную прибыль.

По словам аналитика инвестиционной компании «ФИНАМ» Анны Мишутиной, российская практика в данном случае существенно не отличается от европейских стандартов, данная сфера контролируется государством, при этом нормативные требования являются одними из самых жестких в мире. «Маркировка «Не содержит ГМО!», которую производитель имел право нанести на товар, в случае если содержание ГМО в продукте не превышает 0,9%, была в свое время инициирована властями столичного региона. Этот проект носил скорее маркетинговый характер. Отказ от него – в целом нейтральный для потребителя и рынка фактор», – пояснила «НИ» эксперт.

"