Posted 11 января 2017,, 13:44

Published 11 января 2017,, 13:44

Modified 8 марта, 02:48

Updated 8 марта, 02:48

О мертвых душах, шантаже и других тайнах Сбербанка

О мертвых душах, шантаже и других тайнах Сбербанка

11 января 2017, 13:44
Бывшая сотрудница Сбербанка рассказала «НИ» о том, что конфиденциальная информация о ее служебных обязанностях попала в руки мошенников, которые пытались заставить ее совершить должностное преступление, и о служащих банка, которых никто и никогда не видел.

Эта детективная история произошла, а скорее всего, еще происходит, в Воронеже. Началась она с того, что на работу в декабре 2015 года в местное подразделение Сбербанка устроилась Светлана Пешкова.

Кто в наши дни пойдет на работу в, так называемый, колл центр, а по-русски: телефонный узел? Но когда тебе 40 лет, живешь без мужа, а сыну вот-вот исполнится 16 лет, выбирать особенно не приходится.

«Какая у меня была зарплата? В контактном центре получается обман с зарплатой. То есть вам говорят, и мы расписались в том, что месячный доход больше 25 тысяч. То есть в апреле было повышение зарплаты официальное по всему Сбербанку на 8%, а нам дали писульки, и я расписалась за 25.400, по-моему, а на руки я получала не больше 18 тысяч. Вы приходите, Вам говорят: «У вас оклад будет, мы вам его повысим». Полгода прошло, так 13 тысяч и осталось, никто ничего не переподписал. Как выяснилось, они и не собирались это делать», - вспоминает теперь Светлана.

Для малых городов России в ХХI-ом веке и 18 тысяч – это деньги, вот и держалась Светлана своего рабочего места, как только могла. Ближе к лету это делать становилось с каждым днем все труднее и труднее.

«Знаете же, что такое мошеннические переводы? Это когда деньги переводятся с карты на карту. Вот вы переводите деньги, свыше 100 тысяч со своей карты, при этом требуется дополнительное подтверждение, для чего вы должны связаться с оператором колл центра Сбербанка, со мной, стало быть. Вы звоните, и подтверждаете, что Вы – это Вы, что вы совершаете данный перевод, подтверждаете какие-то данные и оператор переводит деньги дальше – «отпускает» его», - говорит Светлана.

По словам Светланы, на работе ей часто приходилось сталкиваться с такого рода мошенничеством. Мошенники, зайдя в чужой личный кабинет, и совершив некие действия с чужими счетами, от имени владельца банковской карты звонили в Сбербанк, чтобы получить подтверждение перевода с карты на карту. Услышав неверную «контрольную» информацию, Светлана, согласно служебной инструкции, просила «уточнить» данные, и вешала трубку. Преступники оставались в этих случаях без своей криминальной «добычи».

Вот тут Светина история работы в Сбербанке и превратилась в настоящий детектив.

«Мне начали поступать предложения: «Будут звонки, но вы не посылайте человека, а принимайте то, что он скажет, так как никто это не проверяет более – один на один с клиентом по телефону, если не совпадает, пропускайте, если что-то совпадет, ставьте галочку». Мне предлагали, если будут такие звонки, чтобы я не придиралась, если адрес неверно будет назван, или еще какая-то другая информация», - сообщила в интервью «НИ» Светлана.

- А эти люди представлялись?

- Нет, никак не представлялись. Сначала просто намеки были, что это надо делать за вознаграждение. Обещали, что 100 тысяч мне переведут, и еще какой-то человек по фамилии Теплаков на меня выходил тоже, что-то говорил по поводу переводов, писал, точнее. Но я не знаю такого человека. Он мне намекал, что, возможно, кто-то на меня выйдет с подобными просьбами, предупреждал, что, возможно, что-то будет. Но я не знаю кто такой Алексей Теплаков! Может, тоже сотрудник банка, может быть из какой-то другой структуры.

Злоумышленники выходили на сотрудницу Сбербанка по скайпу, либо в «Одноклассниках». Но Светлана не случайно предположила, что связывались с ней люди, имевшие отношение к ее работе, и логика тут – «железная».

«Я имела в виду, что банк должен сохранять тайну коммерческую. Мы подписываем соглашение о сохранении коммерческой тайны, что мы не будем распространять информацию о счетах и средствах клиента, с которым мы работаем, и они также должны сохранять информацию о том, чем я занимаюсь в банке на работе, какие доступы я имею, и что вообще я там делаю. Мы не говорим никому в чем заключаются мои должностные обязанности. Кто-то же узнал, что я именно этим занимаюсь в контактном центре…», - говорит Светлана Пешкова.

Светлана называет себя старым «форумчанином», но сохранить преступную переписку ей ни разу не удалось. Неизвестные моментально удаляли из интернета все записи.

И вскоре события начали разворачиваться с головокружительной скоростью. Света вышла в субботу на дежурство и тут: «На меня начали перебрасывать звонки один за другим, причем один и тот же человек звонил несколько раз подряд, а этого автоматика не допускает. То есть автоматика у нас распределяет звонки в контактном центре автоматически на кого-нибудь, а это один и тот же человек выходит на меня. Я ему говорю: «Уточните информацию», и вешаю трубку, следом опять он на меня попадает, опять мне звонит. После этого у меня «грохнулась» учетная запись, когда я уже начала его блокировать, и у меня тогда полностью «полетел» чуть ли не весь рабочий стол, «железо» упало, я не знаю, как вам объяснить – учетная запись грохнулась со всеми программами. И я прекратила работу в тот день. Я сказала, что я больше не сяду, что я боюсь».

На следующий день, в воскресенье, Светлана пошла «успокоить себе нервы» в торговый центр. Выйдя на улицу, она присела на скамейку. К ней тут же подошел незнакомый ей человек и заговорил с ней.

«Ко мне подошел мужчина кавказской национальности, и начал мне рассказывать о том, что он, якобы, сотрудник Росгвардии, но что удостоверения у него с собой нет, что я должна думать в первую очередь о сыне, о семье, а работа – это чтобы деньги зарабатывать. Я у него пыталась спросить: «Это – угроза или предупреждение об опасности? По поводу работы меня уже предупреждали в сети, Вы мне угрожаете или наоборот предупреждаете о чем-то?» Он мне наговорил кучу ерунды, что у него всякие знакомые в ФСБ, и еще Бог знает где, ну, и как бы, разошлись», - рассказывает Светлана.

В понедельник Светлана Пешкова пошла искать защиту себе и клиентам Сбербанка в службу безопасности.

«Я сначала начальству написала записку для службы безопасности, что вот такая история, такой инцидент, мне предлагают взятку, чтобы я подтверждала эти переводы. Была встреча потом с сотрудниками службы безопасности. Они меня опросили, я все подробно рассказала: кто, что и как. Спросила: «Как мне дальше быть? Мне угрожают, сыну угрожают, мне страшно, вы меня как-то защитите! Как мне дальше работать?» Мне предложили уволиться без отработки. Поэтому я написала заявление в тот же день, и не отрабатывала две недели.

- Это Вам предложили написать заявление именно в службе безопасности?

- Они ничего не предложили. Я просто сама сказала: «Меня может как-то защитить служба безопасности от того, что люди ко мне подходят в открытую уже на улице?» Они плечами пожали, и ушли. И после чего мне сказали: «Напиши заявление, мы подпишем».

Примечательно, что в службе безопасности Сбербанка этот разговор никто не запротоколировал. «Они записали все в книжечку, - в блокнот. Про Циплакова я тоже рассказала, про Алексея, который в сети тоже предупреждал, записали просто в книжку, я еще указала момент и время переписки и разговоров, но как я поняла, они в автоматике не очень разбираются. Сказали, что пойдут проконсультируются», - рассказала нам Светлана.

Вот тут, как нам кажется, есть о чем порассуждать. Например, почему такого важного свидетеля вообще отпустили? Ведь с помощью Светланы можно было легко выйти на мошенников, использовать ее, как «наживку», в конце концов. Почему Светлане Пешковой за ее преданность Сбербанку, которая граничила с риском для ее жизни и жизни ее ребенка, не выписали хотя бы премию, наконец?

Редакция «НИ» отправила запрос на эту тему в адрес Сбербанка, и с нетерпением ждет ответов на поставленные в письме и в этой статье вопросы.

«Мне никаких премиальных не выплачивали, что вы! Мне вообще окончательный расчет не выдали. Поэтому я и подала жалобу в Трудовую инспекцию, чтобы мне выдали окончательный расчет, и уже там выявилось, что я была оформлена как-то непонятно, не так как должна была пройти, по бухгалтерии, как этот Дмитриев, на чье место меня взяли. А я вообще не числилась в этой группе. Даже заявление когда переписывала, меня заставили убрать эту фразу, что я сотрудник группы 2.3. Оказывается, я в ней не числилась, как при этом я в ней работала, я не знаю. У меня есть запись в трудовой книжке и копия заявления о приеме на работу, и увольнении, ни трудовой договор, ни дополнительное соглашение – ничего нет, даже в электронном виде не нашли в службе персонала Сбербанка».», - говорит Светлана.

На защиту Светланы встала Трудовая инспекция, вот документ о том свидетельствующий.


Исковое заявление

В нем говорится о многочисленных нарушениях, совершенных бухгалтерским отделом Сбербанка и суммах, которые банк обязан вернуть своей бывшей сотруднице С. Пешковой.

Светлана, в свою очередь, по совету юристов обратилась в «родной» банк с предложением досудебного решения конфликта.


Сбербанк это обращение просто проигнорировал. Светлана обратилась в суд, но суд долго решал принимать ее заявление или нет, и наконец прислал ей ответ, в котором говорилось о том, что ей надо переписать исковое заявления. Она переписала, и отправила новое исковое заявление в воронежский суд, но тут выяснилось, что сроки подачи искового заявления прошли.

Детективная часть истории Светланы Пешковой на этом заканчивается, и начинается … комическая.

Очередь … на увольнение

Светлана рассказала нам о том, что в Сбербанке существует ОЧЕРЕДЬ НА УВОЛЬНЕНИЕ! Да - да, нам тоже показалось сначала, что ослышались, но на деле оказалось, что нет.Бывшая сотрудница банка говорит, что ей, если можно так сказать, повезло – ее уволили без очереди.

- В контактном центре Сбербанка нельзя уволиться так, как вы хотите. Там – очередь на увольнение. Перед летом в мае месяце надо записываться на увольнение, и в конце года тоже аврал идет по увольнениям.

- Это интересно…

- Интересно? Так вот я вам расскажу: все просто – это происходит, потому что очень большая «текучка кадров», очень большая. Служба персонала не справляется физически, - столько документов им нужно провести, поэтому они ограничивают количество желающих. Часть сотрудников Сбербанка увольняется, чтобы летом отдохнуть, часть – зимой, чтобы 13-ю зарплату получить и выслугу. Люди приходят в контактный центр на 3-4 месяца, и уходят, потому что премии обрезают. Поэтому негласно записываются на увольнение по нескольку человек в месяц. Подходите к начальнику, а начальник говорит: «Нет, у меня уже два человека увольняются, значит ты только на следующий месяц».

«Мертвые души»

Как выяснилось при увольнении, Светлана Пешкова была устроена в Сбербанк, по ее словам, - «криво».

Но это – отнюдь не единичный случай, так, во всяком случае, утверждает бывший оператор воронежского колл -центра: «Да, мы эту систему обсудили с сотрудниками, что есть, скорее всего, у нас некая группа – «мертвые души», которые только на бумаге числятся, а на самом деле на работу они не ходят, кто их зарплату получает – неизвестно, и таких сотрудников в контактном центре слишком много, до такой степени много, что работать некому. И поэтому нанимают вот таких вот, кто приходит с улицы, ищет работу, по непонятным трудовым договорам – экономят, что ли? Если бы они провели, как нужно, вот на этого фиктивного Дмитриева, на место которого, как выяснила Трудовая инспекция, я была и устроена, то бы никто не догадался, что существуют эти самые «мертвые души». А они почему-то нас всех как-то не дооформили. Я же не одна такая – у нас всю группу так оформили, - нас было 11 человек. Часть в декабре 2015 года оформили, вот, а меня и остальную часть – в январе после новогодних праздников, тем «декабрьским» даже зарплату не выдали. Они декабрьскую зарплату получили позже нас – в феврале только? Это как возможно? Про них забыли? В бухгалтерию люди не могли дозвониться. Год закрывается 30-31 декабря, все получают «хвосты» зарплаты, а про них забыли, они свое получили только в феврале, когда по 10 «служебок» написали в бухгалтерию».

Кто знает, может быть, именно потому, что Светлана Пешкова работала за «мертвую душу» некоего Дмитриева, с ней и произошла вся эта необыкновенная история.

А может, эта история для Сбербанка – вполне обыкновенная, кто знает?

"