Posted 9 марта 2005,, 21:00

Published 9 марта 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:32

Updated 8 марта, 09:32

«Это мина замедленного действия»

9 марта 2005, 21:00
С новой силой разгорелся скандал между Московской областной думой и Уполномоченным по правам человека в Московской области Сергеем Крыжовым. На днях Крыжов подготовил ежегодный доклад о нарушениях прав человека в Подмосковье, в котором обвинил областных депутатов в том, что они оплачивают коммунальные услуги за счет бю

На поверхность конфликт между Мособлдумой и Сергеем Крыжовым вышел в начале этого года, когда депутаты приняли законопроект с поправками в закон «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области». Согласно этим поправкам, подмосковный парламент может досрочно прекратить полномочия Уполномоченного, выразив ему недоверие. Вскоре на депутатов посыпались обращения от правозащитников с просьбами не принимать этот законопроект. Вступился за Крыжова и Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Депутатская инициатива рассматривалась даже на международной конференции с участием Комиссара по правам человека Совета Европы Альвара Хиль-Роблеса, проходившей в Брянске. Однако 9 февраля народные избранники все же утвердили свои поправки.

Теперь Сергей Крыжов сделал ответный ход. В подготовленном им ежегодном докладе красной нитью проходит депутатская тема. В частности, он пишет: «В принятом за основу Московской областной думой «Положении о порядке предоставления служебных жилых помещений депутатам Московской областной думы» предусмотрено, что коммунальные услуги по этому жилью оплачиваются за счет сметы Московской областной думы. Эта привилегия не предусмотрена законом, поэтому считаю, что депутатам следует отказаться от такого намерения и оплачивать коммунальные услуги самостоятельно, как и все граждане по месту временного пребывания».

Также Крыжов обвиняет народных избранников в том, что они не пускают на свои заседания тех, кто хочет на них попасть. В то же время, по его словам, даже на заседания Парламентской ассамблеи Совета Европы может пройти любой желающий – для этого только нужен паспорт. В качестве примера закрытости областного парламента Уполномоченный приводит случай, когда 29 представителей «Комитета за гражданские права» попытались попасть на заседание, предварительно предупредив об этом председателя Думы, но туда пропустили только двоих из них. Обращает он внимание депутатов и на то, что их здание является труднодоступным для инвалидов.

«У нас самая демократичная обстановка, – прокомментировали «НИ» слова Крыжова в Мособлдуме. – Сколько к нам людей приходит и скольких мы обеспечиваем документами! У нас журналисты могут беспрепятственно ходить по залу в перерывах между обсуждениями вопросов. А эти люди если и пытались пройти на заседание, то, скорее всего, на рассмотрение поправок к закону об Уполномоченном. Хотя ничего страшного в этой поправке нет, и ее внесение пока ничего для него не означает – должно быть еще постановление, в котором будут прописаны основания для выражения недоверия. Ведь что получается? Что всем можно выражать недоверие, даже президенту, и только ему одному нельзя. Будь он хоть пьяницей, хоть кем, и терпите его пять лет, иначе он будет чувствовать себя оскорбленным».

Обе враждующие стороны не отрицают, что конфликт между ними возник еще до появления этих поправок, но точно установить причины их длительной неприязни практически невозможно. Пресс-секретарь Уполномоченного Евгений Маслов сказал «НИ»: «Там все достаточно сложно. Это многоэтапный процесс, который имеет свою философию. Уполномоченный ведь рассматривает жалобы граждан на представителей органов власти, и тут заложена мина замедленного действия. Весь этот процесс постепенно развивался и в итоге вылился в этот конфликт между Уполномоченным и Мособлдумой, которая его и назначала».

А в областной Думе на вопрос «НИ», были ли какие-то столкновения до появления поправки, ответили кратко: «Да, были. Была проверка контрольно-счетной палаты его финансовой деятельности, и она выявила очень много нарушений». Сам Сергей Крыжов так пишет об этой проверке в своем открытом письме, направленном им депутатам в начале года: «Она проводилась не в рамках правового поля и скорее походила на политический заказ, о чем свидетельствовало отсутствие желания что-либо объяснять как со стороны председателя Думы, так и председателя Контрольно-счетной палаты».

Нынешний доклад еще не был представлен в Думе, и непонятно, будет ли вообще представлен, потому что обстановка, судя по всему, накалилась до предела. По крайней мере представители Думы очень удивились, узнав от «НИ» о том, что доклад уже готов.

"