Posted 9 февраля 2005,, 21:00

Published 9 февраля 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:38

Updated 8 марта, 09:38

Праздник для «троечников»

Праздник для «троечников»

9 февраля 2005, 21:00
В минувший вторник страна отмечала очередной праздник – День науки. Широким народным массам об этом торжественном дне, правда, ничего неизвестно – ведь он не стал выходным. Даже сотрудники российских НИИ в ответ на вопрос, как они отмечают свой профессиональный праздник, только недоуменно пожимали плечами: «Какой такой

Как принято в таких случаях, первым взял слово профильный министр – глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. Зал почтительно замер. И было от чего. Впервые за год работы на посту министра Андрей Александрович попытался поделиться с ученым сообществом своими взглядами на будущее отечественной науки. «В последнее время все говорят о том, что Россия нуждается в экономике, построенной на знаниях, но никто не объясняет, что это такое. С моей точки зрения, существует две составляющие подобной экономики: интеллект, который в России был, все еще сохраняется, а в некоторых отраслях даже приумножается, и инструменты, которые позволили бы успешно, счастливо и богато жить, используя этот интеллект. С этим, правда, в России плоховато: интеллектуальный капитал и за собственность у нас никогда не считали», – просветил собравшихся министр и пообещал исправить ситуацию к лучшему.

Правда, на райскую жизнь, судя по его словам, ученые могут не рассчитывать. «В современной России вряд ли наступят времена, когда наука и образование будут получать из бюджета столько денег, сколько им нужно, – честно признался господин Фурсенко. – Надо разумно использовать те ресурсы, которые у нас есть, даже если они весьма ограничены». Для этого, по мнению министра, надо сделать не так уж и много – «выделить основные научные приоритеты, поскольку ни одно государство, тем более наше, не может эффективно работать по всем направлениям современной науки, которая, сами понимаете, удовольствие дорогостоящее».

Да и об инновационных проектах, призванных воплотить достижения ученых в жизнь, стоит задуматься, чтобы «уже нынешнее поколение россиян стало жить лучше благодаря науке». На разумный вопрос: «Кто будет эти приоритетные научные направления отбирать?», министр, скромно потупившись, отвечал: «Кто угодно – только не чиновники. Наверное, эксперты из числа ученых и представители бизнеса». Деятельность вверенного ему министерства, своими планами по реформированию науки и образования переполошившего весь ученый мир, господин Фурсенко вообще оценил весьма скромно: «Не думаю, что за нашу работу можно поставить «пять» или «четыре», хотя и «двойки» она, наверное, не заслуживает, скорее – твердое «три». Чем в очередной раз подтвердил расхожий штамп, что Россией управляют троечники. Впрочем, закончил свое выступление министр на философской ноте, предложив присутствующим в зале академикам подумать: «Что собой вообще представляет российская наука? Зачем она нужна обществу? И что стоит за этим праздником, который мы все отмечаем?»

«День российской науки был учрежден шесть лет назад в честь дня рождения Российской академии наук», – поспешил просветить министра науки и образования президент РАН Юрий Осипов. И после непродолжительной паузы задумчиво продолжил: «По-моему, руководство страны имело все основания его провозгласить, чтобы хоть так отблагодарить тысячи и тысячи ученых, которые вопреки стараниям властей продолжали работать во благо российской науки». Зал ответил жидкими аплодисментами.

«В советском государстве действительно была замечательная научная среда, привлекавшая молодежь», – поспешил поддержать коллегу ректор МГУ Виктор Садовничий. И мечтательно добавил: «Вот бы ее воссоздать! Пока молодежь предпочитает науке бизнес и другие сферы деятельности, научные школы будут усыхать, сжиматься… Сами подумайте, во что превратится российское государство, если в нем исчезнет наука. Ну, нефть мы продаем, так и она скоро закончится». Сидевшие в зале чиновники испуганно запереглядывались, ученые же поспешно зааплодировали.

«А вот у нас молодежь с радостью идет в науку, – попытался внести ноту оптимизма председатель Сибирского отделения РАН академик Николай Добрецов. – Особенно на такие специальности, как вычислительная математика, программирование, молекулярная биология, которые востребованы на Западе». Задние ряды откровенно хихикали.

«Слово предоставляется заместителю председателя Совета директоров АФК «Система» Николаю Михайлову», – поспешно объявил председательствующий. «А это еще зачем?» – изумились на галерке. «Чтобы продемонстрировать, что народ и партия, тьфу, власть и бизнес, тьфу, ученые и коммерсанты – едины», – в полный голос пояснили в зале. Вышедший на трибуну бизнесмен улыбнулся и произнес: «Вот уже много лет не устаю удивляться – выдающиеся достижения ученых упорно не меняют жизнь людей к лучшему. Я вот тут все думаю – почему? Говорить о том, что наша экономика невосприимчива к научному знанию, после десяти лет рыночных реформ как-то неудобно. Грешить на государство, что оно не подает частному бизнесу соответствующие сигналы, также нельзя – все мы видим, как строится частно-государственное партнерство. А вот хорошие концептуальные модели в реальной жизни не приживаются». Зал испуганно замер, пытаясь осмыслить сказанное. «Я поясню на примере, – продолжал бизнесмен. – Вот сейчас все говорят о свободных экономических зонах. 1 марта Госдума наверняка примет этот закон, а куда она денется? Но задумался ли кто-нибудь, с какой стати частный бизнес пойдет в эти зоны, которым никто не собирается давать особых преференций? Еще не поздно что-то изменить к лучшему».

Остальные выступающие также были полны оптимизма, с добрыми улыбками вспоминая, как хорошо жилось ученым во времена СССР.

Одним словом, праздник удался – с производственными отчетами и вручением почетных грамот передовикам умственного труда. По ходу торжественного заседания в зале то и дело раздавался веселый, жизнеутверждающий смех. «Все мы – люди, и все мы нормальные, в чем сегодня лишний раз и убедились»,– констатировал, закрывая заседание, министр Фурсенко.




Бизнес пойдет в науку

"