Posted 9 февраля 2004,, 21:00

Published 9 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

«Жизнь моей девочки оценили в сто тысяч»

9 февраля 2004, 21:00
Вчера в Москве началась выплата компенсаций родственникам жертв теракта в московском метро и тем, кто пострадал при взрыве. За погибшего столичные власти платят 100 тыс. рублей, пострадавшим – по 50 тыс., потерявшим имущество – по 10 тыс. рублей.

«Поднимаетесь на второй этаж, перед вами будет столик с табличкой «психологическая помощь» – вот там компенсации и выдают», – говорит охранник у входа в Центр социальных выплат в Серебряном переулке. У входа психологи и врач-терапевт. На столике перед ним валидол, валерьянка и на всякий случай нашатырь. Терапевт Татьяна Николаевна рассказала, что в первый день за компенсацией приходили в основном родственники погибших: «Сами они к нашему столику за помощью не обращаются. Они просто об этом не думают. Глаза стеклянные – мысли далеко. Некоторые плачут. Другие просто смотрят в пол и спокойно ждут, когда разрешат войти в кабинет – продолжать бумажную волокиту. Мы стараемся сами подходить, если видим, что человеку плохо. Даем таблетки».

И врачи, дежурившие вчера в Центре социальных выплат, и сами сотрудники, снующие с бумагами по коридору, переговариваются исключительно шепотом. Не каждый день здесь пахнет лекарствами.

Прямо у стены на скамейке сидит девушка с аккуратной короткой стрижкой и чуть поцарапанным лицом. Ольга ехала в пятом вагоне и получила незначительные повреждения. Госпитализировать ее не стали. Еще в пятницу она узнала по радио, что пострадавшие могут рассчитывать на компенсацию ущерба в размере 50 тыс. рублей. Друзья посоветовали ей поехать в больницу и зарегистрировать телесные повреждения, а полученную справку предоставить вместо выписки из больницы наряду с другими необходимыми документами.

«В пятницу я весь день ездила по городским клиникам, – рассказывает Ольга. – Зарегистрировали повреждения в 1-ой Градской. Теперь попробую получить 50 тысяч».

Ольга отказалась назвать свою фамилию. Говорит, что стыдно.

«Здесь люди сидят, которые родных и близких потеряли в этом аду. А я 50 тысяч хочу за три царапины над правым глазом».

Олин стыд, однако, моментально улетучился, когда ее пригласили зайти в кабинет на консультацию.

Голос у Оли громкий, поэтому в гробовой тишине, царящей на этаже, наш разговор услышал пожилой армянин в длинном черном плаще. Он слушал и щурил глаза, а потом попросил у терапевта стакан воды.

Оник Карпетян приехал в Москву не за компенсацией. Он приехал забрать тело своей дочери, чтобы похоронить ее в Ереване. Тридцатилетняя Аслик Мелкумян ехала во втором вагоне злополучного поезда.

«Я только сутки в Москве. О теракте узнал в Ереване из выпуска новостей. Стал звонить. Обзвонил все больницы – нигде нет. А потом пришла правительственная телеграмма со страшным известием: моя дочь в Лефортовском морге. Приехал сюда. В морге к нам хорошо отнеслись. Оформили там все документы, поставили все печати. Там пошли навстречу. А в аэропорту мы четыре часа провели, пока нам объяснили, какие бумаги надо оформить, куда ехать. Сегодня в 11 вечера повезу дочку домой. Внучка моя сиротой осталась. Нужно успеть на нее пособие оформить. Сколько внучке будут платить – не знаю. А жизнь моей девочки оценили в 100 тысяч».



СКОЛЬКО ЗАПЛАТЯТ СТОЛИЧНЫЕ ВЛАСТИ?

Московские власти вскоре после теракта в метро издали распоряжение о выделении материальной помощи всем погибшим и раненым во время этого ЧП. Родственники убитых могут получить по 100 тыс. рублей, каждый госпитализированный из «подземки» – по 50 тыс. рублей, все пострадавшие, которым оказали амбулаторную помощь, могут рассчитывать на 3 тыс. рублей. Кроме того, тем пассажирам, кто утратил во время взрыва свое имущество, полагается компенсация до 10 тыс. рублей каждому.

Для получения компенсации родственники погибших должны предъявить свидетельство о смерти и постановление о признании потерпевшим. Тем, кто находился в больнице, придется показать эпикриз (запись в истории болезни, обосновывающая диагноз и результаты проведенного лечения). Те, кто лечился амбулаторно, могут приехать лишь с паспортом, но до этого необходимо убедиться, что ваша фамилия есть в списке, подготовленном столичным департаментом здравоохранения. Исчерпывающую информацию о порядке выплат можно получить по телефонам: 291-34-78 (круглосуточно), 290-12-75, 291-12-09, 291-27-17.

Марина ОГОРОДНИКОВА

"