Posted 9 февраля 2004,, 21:00

Published 9 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

«ИЩЕМ...»

«ИЩЕМ...»

9 февраля 2004, 21:00
Ивана Рыбкина убили, воскресили, нашли и потеряли

Ситуация вокруг исчезновения одного из претендентов на пост президента России Ивана Рыбкина вчера развивалась весьма стремительно. В течение дня сообщения с пометкой «срочно», касающиеся судьбы пропавшего в минувший четверг кандидата, сменяли друг друга, добавляя все новые и новые версии. Однако к моменту подписания номера Ивана Рыбкина так и не нашли.

Вчера утром столичная политическая тусовка была взбудоражена сообщением о том, что в связи с исчезновением кандидата в президенты России Ивана Рыбкина Пресненская межрайонная прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по статье… 105 УК РФ – «умышленное убийство». Позже прокуроры поспешили успокоить общественность и разъяснили юридические нюансы подобных дел.

«Возбуждение уголовного дела по этой статье еще не говорит о том, что человек убит, – заявил «Новым Известиям» один из районных прокуроров Москвы. – Это обычная практика в случае исчезновения человека. В Уголовном кодексе нет статьи «пропажа человека», есть статья «похищение человека». Для возбуждения уголовного дела по статье «убийство» в случае пропажи человека необходимо иметь достаточные на то основания. Например, если у него не было никаких веских причин и побудительных мотивов исчезать при таинственных обстоятельствах. К тому же поиски человека в рамках дела об «убийстве» обычно проходят в усиленном режиме».

Однако уже через пару часов прокуратура Москвы неожиданно отменила постановление Пресненской прокуратуры. «Уголовное дело по статье «убийство» было возбуждено преждевременно, – сообщила «НИ» официальный представитель Мосгорпрокуратуры Светлана Петренко. – С момента подачи заявления прошел только один день. Необходимо провести тщательную и полноценную проверку заявления об исчезновении человека».

Пока две прокуратуры определялись с квалификацией статей по «делу Рыбкина», «НИ» решили обратиться за комментариями к Борису Березовскому, который считается близким соратником пропавшего кандидата.

«Я никакие версии не выстраиваю и ничего не комментирую, – сказал опальный олигарх. – Я пытаюсь собрать только факты, и они, к сожалению, противоречивы. Важно, что они исходят из одного и того же источника – из спецслужб. В субботу дежурный в Совете безопасности РФ сказал мне: «Не волнуйтесь, Рыбкин в понедельник вернется». Прокуратура открывает дело по статье «убийство», а затем отменяет свое решение. Не сомневаюсь, что все эти действия контролируются из единого центра – это ФСБ, ГРУ или что-то там еще. Есть какой-то план, и разные ветви спецслужб имеют свои точки зрения на его реализацию. Мне эта ситуация уже совсем не нравится, и мне кажется, что все это стало очень серьезным. Тем не менее я верю, что Иван Петрович жив и здоров».

По словам Бориса Березовского, он встречался с Иваном Рыбкиным неделю назад в Лондоне, а затем разговаривал с ним по телефону. «Странно, что журналисты мне звонят и выясняют судьбу Рыбкина, а те, кто официально занимается его поиском, ко мне не обращаются. Я готов отвечать на вопросы и помогать в поисках Рыбкина. Почему они меня не спросят? Ведь я же свидетель. Значит, они не заинтересованы в его поиске», – эмоционально говорил г-н Березовский.

Ксения Пономарева, руководитель предвыборного штаба Рыбкина, вчера днем также не смогла внести ясности:

«У меня нет никакой информации и нет никаких версий, точнее никаких фактов, которые поддерживали бы одну из этих версий. Мы до сих пор не знаем, что произошло вечером в четверг. В 19.40 Иван Петрович приехал к себе домой. В доме были следы его пребывания – забрал почту, бросил в стирку рубашку. Когда в 23.00 вернулась его жена, Рыбкина там уже не было. Сейчас штаб пытается собраться с духом и понять, как нам действовать в такой ситуации. У меня был предварительный план кампании, условно утвержденный Иваном Петровичем. Естественно, рассчитанный на его участие в этой кампании. Все последующие дни, начиная с четверга, мы то бодались с ЦИК, то искали Ивана Петровича своими силами. Как теперь действовать, я не знаю. Ведь мы находимся в совершенно идиотской ситуации. Мы должны на каждый день иметь два стратегических плана. Один – что у нас кандидат есть, и другой – что у нас кандидата нет. Как это можно сделать человеческими силами, я не очень понимаю».

К часу дня источники «НИ» в МВД России непрозрачно намекнули, что Иван Рыбкин уже нашелся. И действительно, буквально через 15 минут на лентах информагентств со ссылкой на члена комитета по безопасности Госдумы, «единоросса» Геннадия Гудкова появилось сообщение о том, что кандидат в президенты РФ Иван Рыбкин жив и находится в Одинцовском районе Подмосковья, в санатории «Лесные дали».

Администратор «Лесных далей», принадлежащих Управлению делами президента РФ, на упоминание фамилии Рыбкин отреагировала мгновенно: «Постояльца с такой фамилией у нас не было и нет».

«НИ» обратились за комментариями непосредственно к Геннадию Гудкову и получили такой ответ:

«Я необдуманно привел журналистам оперативный треп, который исходил от моих коллег по силовому блоку. Это было сказано в бытовой беседе. Якобы есть слух, что Рыбкин находится в пансионате «Лесные дали». А корреспондент одного из информагентств передал эти сведения на ленту».

После этого Геннадий Гудков принялся обличать самого Ивана Рыбкина и его соратника Бориса Березовского. По мнению парламентария, пропажа Рыбкина «на 99 % политический ход и спектакль Березовского».

К вечеру поиски пропавшего политика продолжались, однако на момент подписания номера никаких результатов по-прежнему не было. «Моего мужа пока не нашли, – сообщила «НИ» жена кандидата Альбина Рыбкина. – Мы вместе с оперативниками осмотрели дачу, гараж, квартиру, но ничего подозрительного не нашли. Завтра я снова пойду к следователям и буду по мере сил им помогать».

«Ищем, – заявил «НИ» начальник управления информации и общественных связей ГУВД столицы Кирилл Мазурин. – Все оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению кандидата в президенты РФ Ивана Рыбкина продолжаются. На его поиски брошены лучшие сыщики МУРа и ФСБ. Основанием для прекращения розыскного дела будет либо заявление супруги об обнаружении мужа, либо появление самого Рыбкина. Ни того, ни другого пока не произошло».



Игорь БУНИН, директор Центра политических технологий:
Иван Рыбкин не угрожал

Заинтересованности в исчезновении Ивана Рыбкина я не вижу ни у кого. По крайней мере если считать не на один ход, а хотя бы на два. Тогда это выглядит бессмысленно со всех точек зрения. Власти Иван Рыбкин не угрожал ничем. Она его зарегистрировала и предоставила возможность набрать на выборах свои полпроцента голосов. А больше он не набрал бы. Ничего харизматичного в нем нет. Даже в 1995-м, когда за ним стояла власть, он смог набрать лишь чуть больше одного процента.

Единственная идея, которая у меня возникает, это что Березовский таким способом решил ухудшить образ власти. Ничего более творческого я найти в этом похищении не могу. Может быть, это некая находка избирательного штаба. Но его руководитель Ксения Пономарева очень умная женщина. Она не будет делать глупые ходы.



Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследований:
Ельцин тоже исчезал

Исчезновение Рыбкина выгодно прежде всего противникам Путина. Путину нельзя нанести поражение на выборах, так как он суперпопулярен, самое большее, на что его противники способны, – это снизить легитимность его избрания. Для снижения легитимности могут быть использованы и бойкот выборов, и исчезновение конкурентов, и нагнетание атмосферы хаоса, неопределенности, страха перед терактами, взрывами домов и метро.

Потенциальный электорат Ивана Рыбкина в любом случае не доверяет властям, он во всем склонен видеть их недобрые намерения. И готов принять любые объяснения Ивана Рыбкина как правду, если тот внезапно найдется живой и здоровый и расскажет, что его захватили неизвестные лица в масках и допрашивали все это время. Легитимность Ивана Рыбкина в глазах его сторонников это не уменьшит.

А вот что касается его серьезности и солидности, то она подорвана давно. Ведь сначала Иван Рыбкин был спикером Госдумы от коммунистического блока, потом ушел к Борису Ельцину, а потом оказался в сфере влияния Бориса Березовского, человека с весьма сомнительной репутацией. И как кандидат Рыбкин интересен только людям, которые убеждены в презумпции виновности власти.

Помните, у нас и Ельцин исчезал. А потом заявлял, что падал в воду в мешке, и ему все верили. Верили, что это была провокация властей.



Александр КОНОВАЛОВ, президент Института стратегических оценок и анализа:
Выгоды для Березовского здесь нет

История с исчезновением Ивана Рыбкина очень странная и очень некрасивая. Я уже слышал несколько заявлений, что это безумно полезно Борису Абрамовичу. С этим я совершенно не согласен. Борис Березовский даже при всей его романтичности понимает, что Рыбкин выборы не выиграет. В России ассоциация с именем Березовского – это для тонущего не спасательный круг, а якорь. И для Бориса Абрамовича, который подобрал своему кандидату очень профессиональный избирательный штаб, Иван Рыбкин был важен как рупор, как способ доносить определенную информацию, и если не вызывать общественные настроения, то по крайней мере лишний раз напоминать о чем-то. С исчезновением Рыбкина он такой возможности лишается. Поэтому никакой выгоды для Березовского здесь нет. Страна у нас криминальная, и это могла быть обычная уголовщина. Ведь мы не знаем, жив Иван Рыбкин или нет. Не загулял же он и забыл зайти за удостоверением кандидата в президенты России.

Мне очень симпатичны действия Вешнякова, который регистрирует и Хакамаду, и Рыбкина, и Глазьева, явно мешающих власти создавать благостную картину всеобщей поддержки одного кандидата. Параллельно Вешняков заявляет в прокуратуру, что кандидаты сдали поддельные подписные листы. То есть ответственность за снятие неугодных кандидатов перекладывается на прокуратуру. И если история с Иваном Рыбкиным окажется трагедией, это лишь в очередной раз покажет, в какой стране мы живем.

"