Posted 8 декабря 2013,, 20:00

Published 8 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:45

Updated 8 марта, 04:45

Черный день торговли

Черный день торговли

8 декабря 2013, 20:00
На минувшей неделе до России дошла так называемая «черная пятница» – акция онлайн-распродаж, объединившая более сотни российских интернет-магазинов. Большинство пользователей Сети, штурмовавших 6 декабря сайты ритейлеров, в восторге не остались: количество и качество выставленного на продажу товара, по отзывам покупате

Сайт «черной пятницы» (blackfriday.ru) в воскресенье приветствовал посетителей извинениями. «Мы знаем, что ограбление пошло не по плану. Мы оказались не готовы к тому, что вас будет ТАК много!», – пишут организаторы акции (под «ограблением» имеется в виду «атака» на интернет-ритейлеров, готовых, по мысли организаторов, отдать товар за бесценок). «У нас не все получилось, но мы учимся на своих ошибках. В следующем году мы будем лучше подготовлены, скидки будут больше!», – виновато продолжают устроители акции.

«Черной пятницей» в США называется день начала предрождественских распродаж, которые стартуют в первый уикенд после Дня благодарения (четвертый четверг ноября). В этот день во многих магазинах страны скидки достигают 80–90%. Как следствие, образуются длинные очереди, дорожные заторы и давка, нередко приводящая к трагическим инцидентам. В России, к счастью, массовую распродажу решено было провести только в Интернете, поэтому обошлось без травм, хотя разочарованы оказались очень многие.

Ссылки на приуроченные к акции предложения более сотни интернет-магазинов были собраны на сайте «чЧерной пятницы». Еще за несколько минут до полуночи он оказался атакован более чем миллионом пользователей и «упал»: при попытке загрузить страницу браузеры выдавали ошибку. Как рапортовали организаторы на странице мероприятия «Вконтакте», сайт заработал только около 0.30, после чего снова «рухнул» в два часа ночи. Еще раз нехватку технических мощностей у организаторов акции пользователи ощутили около 8.00 утра. Работа сайта была полностью восстановлена только в 12.00 дня. Чтобы дать магазинам восстановить выручку, упущенную за часы простоя, «пятница» была продлена до 23.00 субботы.

Когда сайт вернулся в строй, многие покупатели обнаружили, что ждали зря: ассортимент товаров их не удовлетворил, а цены были выше привычных даже со скидками (которые, впрочем, редко доходили до 20%). «К примеру, телек – скидка была 15%. Нашел его же дешевле, чем со скидкой. Это полный бред», – писал один из пользователей «Вконтакте». «Ожидал намного большего. Телефон стоит 15000, с мега-скидкой его продают за 14700. А телефон, который в итоге понравился и скидка у него была 3000 при цене в 13000, не оказался в наличии», – рассказывал другой несостоявшийся покупатель. «В США скидки не до 90 процентов, а все 90 процентов! А то, что у нас, – это просто легкие скидочки, дабы купить подешевле на Новый год», – полагает еще одна из разочарованных.

Ожидания интернет-покупателей были невыполнимыми, полагает в беседе с «НИ» президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. «Больших скидок можно было ожидать только на товары, имеющие сезонно-коллекционный характер: одежду, частично – косметику. А что касается техники, то айфон не может стоить дешевле на 50% и даже на 20%. Я не знаю, откуда взялись представления, что в «черную пятницу» можно купить его за сто рублей», – объяснил «НИ» г-н Иванов. По его словам, небольшие по сравнению с зарубежными скидки были связаны еще и с тем, что в России речь шла в основном об импортной продукции, которая облагается пошлинами: «Если бы мы говорили о товарах отечественного производства, оперировать скидками было бы проще».

По словам Александра Иванова, для части продавцов акция все же удалась: «Данные о выручке, которые у нас есть, очень разные: у кого-то она большая, а у кого-то – скромная». В выигрыше остался тот, кто был к акции готов: заранее оповещал о ней покупателей и смог предупредить технические проблемы из-за наплыва посетителей на сайты. «Существенный минус российской «черной пятницы» – в слабой рекламной кампании. Широкие массы людей о ней так и не узнали, хотя традиционные покупатели были в курсе», – говорит г-н Иванов.

Будущее у подобных акций есть, считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Сергей Румянцев. Как сказано в его официальном заявлении, подготовить и проконтролировать подобные мероприятия непросто, особенно впервые: «Сегодня и организаторы, и покупатели ориентируются прежде всего на зарубежный опыт, не всегда учитывая российские реалии и специфику. Культура онлайн-покупок и распродаж в России еще только формируется, мы сейчас проходим те этапы, которые другие страны уже когда-то миновали».

"