Posted 8 октября 2003,, 20:00

Published 8 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Трусцой к храму

Трусцой к храму

8 октября 2003, 20:00
Дмитрий Аяцков, давно славящийся масштабными прожектами, до осуществления которых дело, к счастью, редко доходит, озвучил очередную идею. В центре города, подобно храму Христа Спасителя в Москве, будет восстановлен огромный собор Александра Невского. По замыслу губернатора «собор-новодел» станет символом Саратова.

Под Новый год состоялась историческая встреча г-на Аяцкова с бывшим в ту пору архиепископом Саратовским и Вольским Александром, представителями епархии, местными чиновниками и предпринимателями. Чтобы понять, почему сами участники назвали встречу исторической, надо знать о непростых отношениях между архиепископом и губернатором.

Коса нашла на камень с самого начала, с тех пор, когда, став губернатором, Дмитрий Аяцков построил в своем родном селе Калинине (переименованном вскоре в Столыпино) храм Дмитрия Донского. На одной из фресок был изображен святой благоверный князь, ликом удивительно смахивающий на Аяцкова, только с бородой. Увидев это бесчинство, архиепископ осерчал, фреску велел замазать, а до тех пор, пока новой не появится, служб распорядился в церкви не совершать. Потом была скандальная история с часовней, восстановленной по распоряжению Аяцкова посреди главной саратовской площади: владыка Александр отказался ее освящать. Несколько лет архиерей игнорировал приглашения губернатора на светские мероприятия, губернатор прикладывал усилия, чтобы в его вотчину прислали другого архиерея.

Тем неожиданнее для всех оказалась декабрьская встреча, на которой высокие стороны заявили о решении восстановить собор Александра Невского. «Чувствую, что городу чего-то не хватает», – говорил владыка, а губернатор в ответ обещал «потрясти бюджет» и патетически восклицал: «Это будет храм Христа Спасителя по-саратовски!..»

Александро-Невский кафедральный собор сооружали два десятилетия на народные пожертвования в первой половине XIX века в память победы в войне 1812 года. Разрушили же его более динамичными темпами на рубеже 30–40 годов прошлого века. На его месте был сооружен крупнейший в городе стадион «Динамо». Рабочую группу по возрождению храма возглавили вице-губернатор, первый заместитель председателя правительства области Владимир Марон и архиепископ Александр, в нее вошли полсотни министров, депутатов и крупных предпринимателей. Комиссия, однако, успела провести лишь два заседания: после скоропостижной кончины архиепископа 7 января 2003 года работа была приостановлена до назначения нового главы епархии.

Им стал епископ Лонгин, прибывший в Саратов в конце августа. Ставленник архиепископа Арсения, одного из ближайших к патриарху людей, бывший настоятель подворья Троице-Сергиевой лавры в столице, молодой архиерей тотчас обратил на себя внимание своей активностью. Вместе с Дмитрием Аяцковым он уже через пару недель после приезда в Саратов провел встречу с губернскими бизнесменами. Цель этой встречи коротко и ясно сформулировал г-н Аяцков, предложив деловым людям «скинуться по миллиону» на реконструкцию колокольни в районном центре Энгельс. В ответ один из коммерсантов резко выкрикнул с места: «Сколько ж можно, мы ж на нее уже два раза деньги сдавали! Где колокольня и куда делись деньги?» Под откровенный смех присутствующих губернатор смиренно ответил: «Наверное, контроль был плохой...»

На днях епископ Лонгин пригласил на встречу главных редакторов саратовских СМИ, заявив о своем намерении подхватить «великий почин» покойного предшественника. В Епархиальном управлении так прокомментировали заявление епископа: «Сам Святейший в разговоре с владыкой Лонгином перед его отъездом из Москвы пожелал, чтобы собор непременно и как можно скорее был восстановлен. Вряд ли стадион можно назвать равноценной заменой ему, не только с духовной, но и с архитектурной точки зрения».

Стоит ли говорить, какие чувства новая затея одержимого гигантоманией губернатора вызывают у спортсменов и большинства саратовцев. Главный инженер стадиона Геннадий Гришин говорит, что к нему уже приходили из епархии. По церковным канонам настоятелей храмов хоронили у их стен, близ алтарей, так что под трибунами и беговыми дорожками стадиона скрываются могилы. «Мне сказали, – сообщил корреспонденту «НИ» г-н Гришин, – что точного места захоронения никто не знает. На вопрос, как же их собираются искать, ответили в том смысле, что если искренне чего-то желаешь, Бог поможет». Из чего следует, что стадион может быть закрыт еще до нового года... Инициатива Дмитрия Аяцкова – восстановить по примеру Юрия Лужкова громадный храм в самом центре города не плод его напряженных раздумий о том, чем бы еще себя увековечить. Несколько лет назад Вячеслав Володин, будучи заместителем председателя областной Думы, ратовал за идею восстановить собор на месте стадиона. Общественное мнение оказалось не на его стороне. Впрочем, занявшись партстроительством, Володин вскоре перекочевал в Москву и о восстановлении храма благополучно забыл. Что касается религиозного рвения Дмитрия Аяцкова, то, скорее всего, прожект его также ничем не закончится. По той простой причине, что бизнесмены большого желания в который раз «скидываться по миллиону» как-то не проявляют. Если даже губернатор посулит им украсить стены собора мраморными досками с их именами, как в Москве, в ХСС, – они вряд ли на это купятся. Лучше уж пожертвовать миллион юным спортсменам.

"