Posted 8 апреля 2014,, 20:00

Published 8 апреля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:22

Updated 8 марта, 04:22

«Дождя» не дождутся

8 апреля 2014, 20:00
Савеловский суд Москвы вчера счел законным приостановку операторами связи вещания телеканала «Дождь». Иск к операторам подали защитники прав потребителей, усмотревшие в случившемся нарушение прав граждан. Ответчики же настаивали на том, что прекращение вещания допускалось условиями договора, а права потребителей не уще
Сюжет
Суды

Иски были поданы к шести операторам связи – «НТВ+», «Акадо-Столица», «Вымпел-Коммуникации» («Билайн»), «Орион Экспресс» («Континент ТВ»), «Телекарта» и «Ростелеком» – с требованием возобновить вещание телеканала «Дождь». Из пакетов большинства операторов «Дождь» исчез в феврале этого года. Поводом послужил размещенный на сайте «Дождя» опрос о возможности или же невозможности сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней, причиной же мог стать вышедший на «Дожде» незадолго до этого сюжет о злоупотреблениях нескольких высокопоставленных чиновников.

Вчерашнее заседание началось с того, что судья Эдита Демидова объединила иски ко всем операторам связи в одно дело. От «Дождя» в суд никто не явился. Представители «Орион Экспресса» и «Ростелекома» попросили оставить иски без рассмотрения, «ввиду нарушения досудебного порядка регулирования спора». «Мы не абоненты, мы не обязаны предъявлять досудебные претензии», – возразили истцы. Судья с ними согласилась и перешла к рассмотрению дела по существу.

«Между потребителями и ответчиками были заключены договоры о платных услугах связи. Потребители рассчитывали на получение сигнала телеканала «Дождь», который присутствовал в пакетах услуг. Одностороннее и немотивированное прекращение доставки сигнала ухудшило потребительские свойства услуги. Законодательством установлен порядок изменения договора, он не был соблюден операторами связи. Мы просим суд признать действия ответчиков неправомерными», – изложил суть претензий представитель истцов Андрей Семенов. Он потребовал возобновить вещание телеканала, а также довести до потребителей сведения о состоявшемся судебном решении.

Второй представитель защитников прав потребителей Иван Жданов подчеркнул, что в Гражданском кодексе РФ прописана недопустимость одностороннего изменения договора: «Были потребители, которые подписывались на пакеты каналов только из-за «Дождя».

«Мы как юридические лица свободны в заключении договора. После того как мы отключили «Дождь», появилось еще пять новых каналов. У потребителей нет оснований на недовольство», – пояснила суду представитель «Орион Экспресса» Надежда Светова. По ее словам, отключение «Дождя» произошло в связи с истечением договора, и представители телеканала с просьбой продлить договор к ним не обращались.

Представители «Ростелекома» отметили, что в договоре на оказание услуг сторонам предоставлялось право расторгнуть его в одностороннем порядке. Артем Артеменко, представляющий «Вымпел-Коммуникации» («Билайн»), поддержал доводы коллег и заметил, что оферта о бесплатном вещании (после массового отключения «Дождь» предложил кабельным операторам бесплатно распространять свой сигнал) противоречит закону: договор заключается на возмездное оказание услуг.

«Мы не являемся оператором связи. На нас не распространяются требования по оказанию услуг связи», – заявили юристы «НТВ+». Представители «Акадо» поведали суду, что «после того как вещание были приостановлено, «Дождь» обратился к нам с письмом», однако «мы сочли нецелесообразным возобновлять вещание», и «обращения от абонентов по этому поводу нами не зафиксированы». Представитель «Телекарты» заявил, что в пакетах их компании «Дождя» нет вообще, и он не понимает, почему к ним был подан иск.

«Одновременное отключение «Дождя» имеет другие причины. Это не просто гражданский правовой спор – это вопрос о свободе СМИ», – настаивал Иван Жданов в прениях.

Заседание длилось более четырех часов, затем судья удалилась в совещательную комнату. Через полчаса она вышла с решением: в удовлетворении исков было отказано.

"