Posted 8 апреля 2008,, 20:00

Published 8 апреля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:16

Updated 8 марта, 08:16

Опекунство под опекой

8 апреля 2008, 20:00
Сегодня Госдума рассмотрит во втором чтении Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» – первый нормативный акт, четко регламентирующий порядок устройства сирот в новые семьи. Воспитатели и педагоги ждали его давно, но, увидев текст законопроекта, пришли в ужас: он сводит на нет все их достижения, попросту ликвидиру

В России 3607 патронатных семей, в которых воспитываются 5124 ребенка, юридически прикрепленных к детскому дому. Выгода такой формы воспитания проста: на имущество приемных родителей дети не претендуют, после 18 лет государство обязано предоставить им жилье, так что сироты живут в полноценных семьях и при этом не теряют льгот. Однако работники детдомов и педагоги считают, что в скором времени патронат, каким он задумывался, может исчезнуть – по крайней мере так они трактуют законопроект «Об опеке и попечительстве».

Дело в том, что в ряде детских домов уже сложилась система так называемого сопровождения патронатных семей. Опытные педагоги и психологи готовы помочь детям и их приемным родителям решить конфликтные ситуации. По новому закону эта система может оказаться бездействующей, считают эксперты, ведь следить за жизнью новой семьи теперь будут не детдома, с которыми ребятишки связаны судьбой, а посторонние дяди и тети – органы опеки и попечительства.

Разработчики законопроекта считают опасения излишними. «Фактически суть патроната от этого не изменится, просто он будет по-другому называться, – пояснил «НИ» депутат Павел Крашенинников. – Так что слухи о ликвидации – необдуманная паника». Г-н Крашенинников отметил, что если законопроект будет принят во втором чтении, то уже через неделю может быть принят в третьем и вступит в силу с 1 сентября этого года.

Руководители патронатных служб, в свою очередь, считают, что не надо изобретать велосипед – куда эффективнее было бы узаконить сложившуюся систему. «Мы надеялись, что Госдума регламентирует нашу работу, а она фактически сводит ее на нет, – посетовала «НИ» заместитель директора по патронатной работе коррекционной школы-интерната №8 Татьяна Евдокимова. – Разрушается сложившийся, четко работающий механизм. Этот эксперимент стартовал в 2004 году и был рассчитан на три года. Прошлым летом мы подвели итоги работы. Сейчас из 100 ребят у нас 18 постоянно живут в патронатных семьях, еще пятеро приходят к новым родителям на выходные. Для сравнения: в 2005 году постоянно в семьях у нас жили всего четверо детей. Учитывая тот факт, что все воспитанники у нас с диагнозами, вне системы патроната у них вряд ли появился бы шанс найти новую семью».

Кстати, департамент образования Москвы доволен результатами эксперимента, продлил его до 2010 года. И теперь воспитатели недоумевают: если итоги работы так понравились, зачем же передавать их полномочия другим людям?

Больше всего специалистов беспокоит, что закон принимается без предварительного обсуждения. «Он был тихо внесен в Госдуму, неожиданно принят в первом чтении в ноябре и так же тайно его теперь хотят принять во втором, – сообщил «НИ» исполнительный директор общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. – После первого чтения мы добились, чтобы в закон были внесены поправки, разрешающие работу не только государственных, но и частных приютов. Увы, это была единственная уступка, на которую пошли депутаты. Получается, что закон принимается в обход тех, кого он касается напрямую. Дети-сироты, как всегда, оказываются крайними».

"