Posted 7 декабря 2005,, 21:00

Published 7 декабря 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

И не о чем будет жалеть...

И не о чем будет жалеть...

7 декабря 2005, 21:00
В Центральном административном округе столицы прошло заседание коллегии префектуры с участием членов Общественного экспертного совета по культурному наследию. По сообщению пресс-центра ЦАО, «обсуждался план действий» по защите памятников архитектуры, число которых исчисляется тысячами. Добавим: пока. Потому что независ

Законы, ограничивающие права инвесторов, «красная книга», сбор информации о каждом строении – вот что в первую очередь нужно для защиты памятников архитектуры. За последние годы исчезли с лица земли целые кварталы и районы: Остоженка, Софийская, Кадашевская, Садовническая набережные, перестроен заново Арбат, изуродована Полянка. Выступления на совещании, прошедшем в ЦАО, носили более эмоциональный, нежели конструктивный характер. Евгения Дутлова, председатель Общественного экспертного совета по культурному наследию, восклицала: «Ведь это лицо Москвы, которое было во времена Пушкина, Лермонтова, Гоголя!». Алексей Клименко, член президиума Экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы, призывал: «Надо сохранять оригиналы! Надо уважать оригиналы! Москва уникальна именно своей теплотой, именно своей гуманностью!». Инна Святенко, председатель общественного совета при префекте ЦАО, ссылалась на общественное мнение: «Очень много задают вопросов: «Что будет с нашим домом? Вы знаете, что это была фабрика Сытина?». Люди, сами жители хотят сохранить культурное наследие!».

Хотеть не возбраняется. Вопрос: нужны ли градостроителям баснословные «теплота и гуманность»? Есть ли им дело до того, каким лицо Москвы было при Пушкине, Лермонтове и Гоголе? Зачем «оригиналы», если есть «монолит»? Заслуживает всяческих похвал намерение участников совещания «каждый шаг на благородной ниве защиты старины доводить до широкой общественности». Но что она, общественность, смогла сделать, когда сносили Военторг и гостиницу «Москва»? Прислушались ли сильные мира сего к прошлогоднему письму звезд столичной культуры: «Надвигается катастрофа, с которой ни государство, ни общество не должны мириться. Ущерб, нанесенный Москве, не должен оставаться безнаказанным»? Увы, тем и уникальны для русской истории нынешние времена, что людей, подписавших это письмо, знают и любят все, строителей-крушителей, кроме господ заказчиков, никто не знает и никто не любит – но в каждом отдельном случае побеждают они.

Общественности остается подсчитывать убытки. Чем она и занимается. Вот несколько самых свежих примеров. В галерее Фонда культуры прошла фотовыставка «Против лома». По словам ее кураторов, ежегодно – выставка проводилась в пятый раз – она пополняется все новыми экспонатами. На днях открылся интернет-сайт «Москва под угрозой», совместное детище портала «Архи.ру» и Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS). Если «черная книга» столицы уже несколько лет существует в сети, то теперь положено начало интернет-версии «красной книги». Один из наиболее ценных объектов – дом Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке, шедевр конструктивизма. По словам одного из лидеров MAPS, британской журналистки Клементины Сесил, собирающей средства на реставрацию здания, «речь не идет о капитальном ремонте, но в доме есть много проблем, которые надо решить сейчас, иначе с каждым годом его реставрация будет становиться все дороже и дороже». Безразличие московских и федеральных властей к судьбе этого шедевра наводят на мысль, что кто-то просто ждет, когда он «освободит помещение».

Жертвами строительного бума в столице, по разным оценкам, пали от 300 до 400 памятников. Много это или мало? В России их в общей сложности 50 тыс., в то время как в маленькой Голландии – 45 тыс., а в Англии – 495 тыс. В Москве по документам около 4 тыс., тогда как в Амстердаме 6 тыс. Федеральной программе охраны памятников (она равна всего лишь 15 млн. долларов) противостоит «планов громадье» московских властей. Любое постановление о возведении того или иного объекта заканчивается параграфом: «30–40% площадей передать в собственность правительства Москвы». Понятно, что строить ему гораздо выгоднее, чем не ломать.

«Город уходит – его ландшафт, его атмосфера, его среда, – говорит Алексей Комеч, директор Государственного института искусствознания. – Город уходит так же быстро, как уходил при товарище Сталине. В население столицы влились новые мощные социальные группы, большей частью гости Москвы. Для них понятия красоты ландшафта не существует, они хотят, как в Европе, они не хотят, как здесь. Новые дома в Москве образуют второй город, который с каждым днем поднимается все выше. Эта политика называется «встройками», то есть строительством на свободных местах. Но вскоре все в Москве окажется «встройкой»... Будет снесено в центре все, что приносит доход в три звездочки и ниже. Любая территория должна приносить доход в пять звездочек, и это единственный критерий. Красота Москвы продается так же, как выкачивается нефть из земли. Элитное строительство исчерпало Остоженку и теперь уже ринулось в Замоскворечье. Это – Рубикон, за которым наступит эпоха, когда в исторической Москве не о чем будет жалеть».

"