Posted 7 ноября 2013,, 20:00

Published 7 ноября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:39

Updated 8 марта, 04:39

С попутным ветром

С попутным ветром

7 ноября 2013, 20:00
Выйдя из порта Тенерифе и преодолев около трех тысяч миль, барк «Крузенштерн» с участниками экспедиции «Под крылом чайки» на борту прибыл в немецкий город Росток. В течение двух недель 20 участников проекта вместе с экипажем знаменитого парусника и стажерами Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (Б

Барк «Крузенштерн» не просто так считается легендарным. Судно было построено в 1925–1926 годах по заказу одного известного немецкого судовладельца из Гамбурга и изначально носило название «Падуя». Однако через двадцать лет парусник по репарациям перешел в собственность Советского Союза и был переименован в честь знаменитого русского мореплавателя адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна, руководителя первой русской кругосветки 1803–1806 годов. Судно не раз выходило в трансатлантические и кругосветные плавания, регулярно участвовало в международных парусных регатах (и неоднократно занимало призовые места) и даже «засветилось» в нескольких художественных фильмах, в частности в «Пассажирке» Станислава Говорухина. На сегодняшний день «Крузенштерн» принадлежит БГАРФ и используется в учебных целях. Под парусами знаменитого барка молодые люди постигают азы морского дела, учатся справляться со стихией и вообще закаляют характер.

В этот раз, прежде чем сойти в порту немецкого города Росток, курсанты, среди которых есть и девушки, провели в учебном плавании 77 дней. Несмотря на юный возраст, будущие покорители морей уже на уровне стажировки неплохо справляются со своими корабельными обязанностями и не путают, скажем, апсель и бом-брамсель. На вопрос корреспондента «Новых Известий», что для них было самым сложным в плавании, ребята пожимали плечами и говорили, что поначалу непросто привыкали к режиму, но потом втянулись и даже шторм, в который попал парусник, восприняли как нечто само собой разумеющееся.

А вот для участников экспедиции «Под крылом чайки», никогда не ходивших под парусами и до недавнего времени не имевших представления о морском деле, двухнедельное плавание на барке развлекательным круизом не показалось. С первого дня пребывания на «Крузенштерне» путешественникам нужно было жить и работать по заведенному на судне распорядку: подъем в семь утра, отбой в одиннадцать вечера. Плюс ко всему участники экспедиции выполняли всевозможные корабельные работы, а также отрабатывали непредвиденные ситуации, например, пожарную или учебную тревогу «человек за бортом».

Напомним, проект «БИНБАНК. Под крылом чайки» был организован в честь 20-летнего юбилея кредитной организации. 20 победителей получили возможность стать участниками двухнедельной экспедиции на знаменитом «Крузенштерне». Помимо основной работы на судне во время плавания они вели записи бортового журнала, а также делали фото- и видеорепортажи. Одновременно с этим на борту парусника проходили съемки документального фильма. Кроме того, в начале плавания участников разделили на четыре команды. Выполняя различные задания, участники соревновались между собой на протяжении всей экспедиции. По прибытии победителям вручили призы, а капитан «Крузенштерна» Михаил Новиков выдал героям проекта сертификаты о прохождении курса начальной морской подготовки.

Пожалуй, одним из самых сложных испытаний, с которым пришлось столкнуться участникам проекта, стали подъемы на мачты. Мария Баранова рассказала «НИ», что до плавания на барке сильно боялась высоты: «Ступив на палубу «Крузенштерна», я поняла: во что бы то ни стало до конца поездки я должна подняться до самой верхней точки. И когда нам разрешили подняться на мачты, это было на третий или четвертый день, произошла удивительная вещь – привыкание к высоте. Проблема страха в том, что, испугавшись, мы всегда делаем шаг назад, а на судне мы не имели права отступать, то есть спускаться, поскольку занимались укладкой парусов».

Поэтому, когда высота мачт была освоена, команда боцмана «парусный аврал», которая могла прозвучать в любое время суток (в зависимости от изменения погодных условий и курса), паники ни у кого из участников не вызывала. Вся команда «Крузенштерна» – 20 участников проекта, курсанты и матросы, вооружившись страховочными жилетами и одетые в специальные шапки, форму и обувь на нескользящей подошве, как единый слаженный организм работали с парусным вооружением, то есть убирали или устанавливали паруса на всех четырех мачтах судна.

К слову, когда плавание было закончено, все участники проекта подчеркнули, что экипаж «Крузенштерна» пусть и не с первых минут, но принял их и всячески поддерживал. Даже боцманы не судили строго новичков морского дела и старались им помогать. А еще пытались корректировать свою суровую боцманскую речь, не всегда, правда, успешно. Иван Чистов, участник из Ульяновска, отметил, что ни о каких конфликтах во время плавания и речи не шло, «потому что мы были одним целым – одним духом, одной семьей».

Чтобы скрасить корабельные будни, по вечерам участники экспедиции организовывали тематические вечеринки прямо под звездным небом Северной Атлантики, например, устраивали костюмированные шоу, латиноамериканские танцы, пели песни и готовили юмористические номера.

Во время торжественного ужина в честь участников проекта Мария Баранова сказала, что, по ее мнению, в этой экспедиции каждый нашел для себя то, что искал, поскольку каждый отправлялся в плавание с какими-то своими устремлениями. «Я ехала за романтикой, – добавила Мария. – И, несмотря на огромное количество физической работы и постоянные крики боцмана: «Парусный аврал! Парусный аврал! Парусный аврал!», которые периодически выбивали из лирического настроя, красоты было очень много: зарядка под звездами, паруса, волны…» Девушка призналась: больше всего опасений у нее вызывало то, что командам придется соревноваться между собой и что постоянно будут вестись съемки: «Я боялась, что будет много игры и много всего искусственного. А в итоге было столько всего настоящего. Была просто жизнь – яркая, насыщенная, переполненная эмоциями».

Вернувшись в Москву, участники экспедиции, ставшие за время плавания не только одной командой, но и друзьями, никак не могли распрощаться друг с другом и еще долго сидели в столичном аэропорту, негромко распевая песни под гитару.

"