Posted 7 ноября 2007,, 21:00

Published 7 ноября 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:22

Updated 8 марта, 08:22

Низы не могут

7 ноября 2007, 21:00
В ночь с 6 на 7 ноября 2007 года, в памятный для России день 90-летнего юбилея Октябрьского переворота 1917 года, рабочие завода «Форд» во Всеволожске под Петербургом на сутки остановили конвейер. Они требуют изменить структуру оплаты труда. Докеры петербургского Морского порта также объявили о готовности к забастовке.

Еще не забыта наделавшая много шума февральская забастовка на «Форде», как началась новая акция протеста. «Прямых требований об увеличении зарплат мы не выдвигаем, – рассказал «НИ» лидер официального профсоюза «Форда» Алексей Этманов. – Мы добиваемся пересмотра тарифной сетки, которая ориентирована на разрядность. Нас это не устраивает». Профсоюзный лидер признает, что сейчас зарплата на заводе «Форд» во Всеволжске самая высокая среди автопроизводителей России, от 16 до 28 тыс. рублей. Тем не менее рабочие надеются довести свою оплату труда до европейского уровня. По их словам, средства у компании есть: в этом году предприятие получило доход в 3,5 млрд. долларов.

Руководство завода идти на поводу у бастующих отказалось. Пресс-секретарь организации официально назвала требования профсоюза «завышенными и незаконными», ведь рабочие нарушают коллективный договор, подписанный на год. Суд встал на сторону работодателя и приостановил забастовку. Впрочем, профсоюз пообещал возобновить ее через несколько дней.

Несмотря на жесткую позицию управляющих заводом, уступки, вероятнее всего, будут. Как раз накануне забастовки автопроизводителей вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас заявил о том, что в регионе острая нехватка квалифицированных рабочих кадров – около полумиллиона человек. А ведь под боком у «Форда» появилось два петербургских автомобильных завода, которые не прочь переманить обученных рабочих у конкурентов.

К активному протесту также готовятся в эти дни рабочие стивидорных компаний, входящих в ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». Они требуют увеличения оплаты труда на 30%. По словам председателя портового профсоюзного комитета Александра Моисеенко, у самих докеров зарплата неплохая, от 25 до 50 тыс. рублей, но они добиваются повышения доходов низкооплачиваемых категорий рабочих, тарифная ставка которых составляет всего 8 тыс. рублей. Докеры говорят, что формально будут приходить на работу, но трудиться будут лишь первый и последний часы смены. Дело принимает серьезный оборот: в каждой из стивидорных компаний созданы забастовочные комитеты, стачку решено провести 13 ноября.

Протестным настроением, по сведениям «НИ», охвачены также профсоюзы машинистов Октябрьской железной дороги. В последний раз они протестовали в конце 90-х годов, требуя увеличения выплат. Косвенно недовольство людей поддержал и Владимир Путин, заявив на недавнем съезде железнодорожников, что 17 тыс. рублей – это очень маленькая зарплата.

Поддержка товарищей – пока не слишком распространенное явление у рабочего класса новой России. Однако на 8 ноября в Москве намечена протестная акция профсоюзов в поддержку петербургских работников почты. Акция пройдет у Министерства связи и направлена она против недавнего увольнения трех лидеров первичной профсоюзной организации «Почта России Питер».

Тем временем Петростат добавляет в раскаленное информационное пространство Северной столицы новые поводы для волнений. Как выясняется, за октябрь в Петербурге произошло очень резкое подорожание продуктов питания. Больше всего подорожало подсолнечное масло – на 35,5%, твердые сыры – на 21,6% , молочная продукция – на 15,5%. Мясо и колбасы стали дороже в среднем более чем на 3%. Это сильно беспокоит руководство тех предприятий, коллективы которых пока не устраивают стачек, но внимательно следят за борьбой тех, кто решился на протест.

"