Posted 7 октября 2008,, 20:00

Published 7 октября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:48

Updated 8 марта, 07:48

Чужая воля

Чужая воля

7 октября 2008, 20:00
В этом году из тюрем Свердловской области освободятся около 14 тыс. заключенных. Это почти в два раза больше, чем в предыдущие несколько лет. На свободе окажутся те, кто еще в 1990-е годы получил огромные сроки за грабежи и убийства. Эксперты убеждены, что волна возвращения на волю бывших зэков, отсидевших по 10–15 лет

До конца этого года в Свердловской области из мест лишения свободы выйдет 14 тыс. человек. А в прошло и позапрошлом годах выходило почти в два раза меньше – около 8 тыс. заключенных. И даже тогда службы по трудоустройству не справлялись с потоком зэков, нуждающихся в работе. «Наш регион не готов к такому огромному наплыву бывших преступных элементов, – пояснил «НИ» пресс-секретарь Уполномоченного по правам человека Свердловской области Виктор Вахрушев. – Ведь эти люди не имеют ничего – ни жилья, ни нормальной востребованной профессии. Кому на воле нужен зэк – швея спецодежды? Не исключено, что уровень преступности теперь возрастет».

По данным МВД России, только один из пяти заключенных, выйдя на волю, находит работу. Многие возвращаются из мест не столь отдаленных без документов – паспорта часто теряют органы дознания и суды. Поэтому бывшим осужденным ничего не остается, кроме как вернуться в криминальный мир. По статистике, 60% зэков становятся рецидивистами. «Не найдя поддержки на свободе, они будут предпринимать все возможное, чтобы снова попасть за решетку – в ту среду, которая за годы стала им близка, – пояснил «НИ» психиатр-криминалист, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов. – Я даже и не сомневаюсь, что в ближайшее время, когда на волю выйдут те, кто сел еще в 1990-е, может начаться новый всплеск преступности».

В России до сих пор не существует государственных служб реабилитации бывших заключенных. Фактически им не оказывают ни помощи в трудоустройстве, ни психологической поддержки. «Во многих западных странах такие службы действуют уже очень давно, – подчеркнул в разговоре с «НИ» правозащитник, исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев. – У нас есть только одна подобная организация – Бюро Потапенко в Екатеринбурге. И создало ее не государство, а один из бывших заключенных». В надежде на помощь в Бюро Потапенко едут бывшие осужденные из разных регионов страны. «Я сам некогда сидел, а сейчас, по сути, бомж, – поделился с «НИ» основатель службы Юрий Потапенко. – Знаю, каково это – выйти на свободу и не иметь за плечами ничего. Мы принимаем людей без жилья и документов – селим в вагончики, обеспечиваем работой на стройке и помогаем решить вопрос с паспортами».

"