Posted 7 сентября 2011,, 20:00

Published 7 сентября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:18

Updated 8 марта, 06:18

Встречают по одежке

7 сентября 2011, 20:00
Московским строителям со следующего лета начнут выдавать светлые спецовки и солнцезащитные очки. Об этом на прошлой неделе сообщил глава столичного департамента строительства Андрей Бочкарев. Но это все же спецодежда, а за последние два года едва ли не полностью переоделись большинство российских госструктур. Но и «отс

На закупку униформы выделяются внушительные суммы, из которых до 80%, по словам экспертов, могут уходить на «откат». При этом новое обмундирование по-прежнему может оставаться неудобным, некачественным или просто некрасивым. «Чем функциональней форма, тем больше средств на нее будет затрачено, – пояснил «НИ» старший экономист компании «Неокон» Олег Григорьев. – Введение новой формы для повышения престижа ведомства неэффективно, это подход 1940–1950-х годов. Сложно сказать, насколько эффективно тратятся выделенные средства, ведь эти статьи очень удобны для распила. На разных стадиях подготовки формы существуют разные проценты «отката»: в среднем 30–50%, но в редких случаях и по отдельным позициям показатель может достигать 80%. При смене униформы речь идет об очень больших статьях бюджета, особенно если дело касается военной формы».

Военная униформа – это, конечно, совсем другая история, чем разнообразные «тематические» наряды для чиновников, но все же любопытно узнать, что на смену гардероба российских военнослужащих из бюджета выделено порядка 5 млрд. рублей. Как оказалось, даже жара внесла коррективы в одеяния российских военных. Недавно новый вариант летней формы получили военнослужащие, проходящие службу в южных районах России и других странах, где находятся наши вооруженные силы, например, Армении, Киргизии, Таджикистане и Чаде. В комплект входят в том числе панама, шорты, футболка и облегченные берцы «в дырочку». Команда «панамки наизготовку» должна звучать, если температура воздуха достигнет 30 градусов или выше. Разработать облегченную форму специалистов подтолкнуло несколько прошлогодних несчастных случаев с солдатами, потерявшими сознание от жары.

Минобороны вообще трепетно относится к «чести мундира». До конца года российская армия полностью перейдет на новую форму одежды «Цифра» (полевая форма со специальной пиксельной расцветкой). В целом она стала более похожей на форму войск НАТО. Как пояснили в министерстве, основные различия старой и новой формы одежды заключаются в деталях. Так, на рубашках и кителях офицеров теперь нет накладных карманов. Фуражки будут выглядеть изящнее за счет более низкой тульи, к тому же с головных уборов убрали двуглавых орлов. Теперь рода войск можно отличить по цвету декоративных элементов. Кроме того, теперь знаки различия расположены не на плечах. Левый погон находится чуть выше локтя, а правый на груди. Когда одевается бронежилет, правый погон становится незаметен. Погоны переместили из-за того, что раньше при ношении рюкзаков и вещевых мешков погоны стирались и загораживались.

Несмотря на то что полное обновление внешнего вида военнослужащих еще не произошло, форма уже успела засветиться в крупном скандале. В феврале появились сообщения о многочисленных отказах солдат носить новое обмундирование. По словам военнослужащих, конструкторские недостатки одежды приводят к массовым простудам и воспалениям легких. Вопросом заинтересовалась военная прокуратура, однако проверка не выявила причинно-следственной связи между заболеваемостью и формой одежды. Начальник главного медицинского управления Министерства обороны РФ Александр Белевитин тогда заявил, что причина болезней кроется не в мундирах, а в халатном отношении солдат к своему здоровью еще на «гражданке». Более того, по словам г-на Белевитина, в январе 2011 года число простудных заболеваний в армии снизилось на 15–20% по сравнению с январем 2010 года, а смертность от них сократилась в четыре раза. Впрочем, сами военнослужащие продолжают настаивать на том, что новая форма еще дальше от идеала, чем старое обмундирование.

По словам дизайнера Виктории Андреяновой, разработавшей униформу для многих российских структур, функциональность и комфорт должны присутствовать в одежде по умолчанию. Как она пояснила «НИ», дизайнер должен учитывать свойства тканей, износостойкость, соответствие условиям труда. Социальный психолог Наталья Варская добавляет, что в разработке формы должны принимать участие и грамотные психологи. «Они могли бы многое привнести, например рекомендовать воспользоваться образами, которые в сознании людей закреплены как положительные, – пояснила «НИ» эксперт. – Не обязательно копировать весь образ, можно взять отдельные мотивы. Если еще не забывать о цветотерапии, то униформа будет позитивно влиять на работу ведомства, мобилизировать и дисциплинировать людей».

Положительное влияние униформы на качество работы уже успели оценить, к примеру, в ГУП «Мосгортранс». «Корпоративная одежда, введенная в 2009 году, повысила ответственность водителей, эффективность их работы, а также производит благоприятное впечатление на пассажиров, – пояснили «НИ» в пресс-службе организации. – Единственные жалобы, которые поступают от водителей, – необходимость ношения форменной одежды в периоды аномальной жары. Температура в кабинах автобусов, троллейбусов и трамваев в последние два лета достигала 40 градусов, поэтому у водителей появлялось желание носить предельно облегченную одежду (майки, футболки) вместо положенных рубашек с коротким рукавом».

В еще одном российском ведомстве – полиции – к смене имиджа только готовятся. Новые мундиры начнут выдавать только со следующего года, первыми они достанутся сотрудникам патрульно-постовой службы, участковым, курсантам учебных заведений и преподавательскому составу. Для сотрудниц полиции разработаны платья голубого цвета. На них не будет погон, только нашивки. Цвет кителя и пальто станет темнее. У постовых изменится форма шляпы и плаща, на лацканах шинели появится каракулевый мех. У сотрудников полиции изменится форма козырька кепки и появится крупный знак принадлежности полиции на груди. Как рассказал «НИ» бывший сотрудник милиции, всех его коллег устраивает старая форма одежды. «После реформы МВД первое время очень серьезное внимание будет уделяться форме и правилам ее ношения. Раньше в некоторых отделениях милиции руководство заставляло сотрудников носить летом зимний полушерстяной костюм. Начальству казалось, что так красивее. Такие случаи могут участиться». По словам Натальи Варской, «смена одежды» вряд ли спасет ведомство. «Форма ничуть не меняет содержание, преобразования стоит начинать изнутри, – говорит «НИ» психолог. – Правоохранительные органы настолько дискредитировали себя, что люди не будут воспринимать сотрудников полиции лучше только из-за формы».

"