Posted 7 сентября 2003,, 20:00

Published 7 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 02:27

Updated 8 марта, 02:27

Михаил ФЕДОТОВ

Михаил ФЕДОТОВ

7 сентября 2003, 20:00
Столкновение невежеств

Началась избирательная кампания. Хорошо бы в ее горячке, шуме и гаме не забыть о том, что неизмеримо важнее итогов предстоящих выборов. А именно о том, что в четверг на этой неделе мир вступит в третий год глобальной войны с международным терроризмом.



Да, время отсчитало уже два года со дня трагедии в Нью-Йорке. С тех пор случились две полномасштабные войны против террористов и неисчислимое множество террористических актов, среди которых едва ли не самый трагический – в театральном центре на Дубровке. Как в компьютерной игре-стрелялке: террористы всегда неожиданны, изобретательны, беспощадны и множатся при уничтожении. Но это не игра. Это жизнь, несущая смерть всем окружающим.



На излете двадцатого века философ Сэмюэль Хантингтон предрек грядущее столкновение цивилизаций. И оно состоялось. Но оказалось столкновением невежеств. Именно так охарактеризовал то, что сейчас происходит в мире, мой давний коллега Рамазан Абдулатипов на конференции ОБСЕ по расизму, ксенофобии и дискриминации, в которой мы оба принимали участие на прошлой неделе.



Примечательно, что конференция, собравшая в Вене несколько сот министров, послов, парламентариев, профессоров и представителей неправительственных организаций, не удостоилась внимания телевидения, радио, прессы. Напротив, вопросы деятельности СМИ были в центре внимания участников конференции. Причем для всех было ясно, что конфликты рождаются не на кончике журналистского пера. Они существуют объективно. Тенденция разделять людей на «наших» и «не наших» в принципе свойственна человеческому существу. Она легко усваивается и быстро трансформируется во враждебность, особенно если налицо конфликт интересов. При этом не имеет решающего значения, какой именно признак – религия, раса, язык, регион, национальная, партийная или профессиональная принадлежность – лег в основу розни. Наличие этой разновидности стадного инстинкта, думаю, как ничто другое, доказывает, сколь мало шагов сделал человек от обезьяны, чтобы приблизиться к образу и подобию Создателя.



А что же СМИ? Нет, никому на конференции не пришло в голову – в отличие от некоторых наших чиновников – обвинять журналистов в пособничестве экстремистам. Но отмечалось, что неосторожная или недобросовестная информация, особенно попавшая на почву невежества, легко может стать катализатором конфликта. И, наоборот, спокойное, точное, справедливое, сбалансированное и всестороннее освещение проблемы в СМИ объективно способствует переводу конфликта в плоскость дискуссии, выходу из замкнутого круга насилия.



Вопрос не в том, чтобы ограничить свободу слова ради борьбы с международным терроризмом, а в том, как ее использовать в этой борьбе. Но если ограничить свободу достаточно просто – было бы желание властей, то для использования свободы потребуется немало усилий ума и души. Каждый – журналист, политик, чиновник, бизнесмен, человек с улицы – должен почувствовать свою ответственность перед другими людьми, в том числе перед теми, кто придет нам на смену. Нам понадобится поистине всеобщая нравственная мобилизация, чтобы осознать то, что когда-то замечательно выразил Мартин Лютер Кинг: «Или мы научимся жить, как братья, или погибнем, как дураки». Если же мы не сумеем найти опору в собственной совести или согласимся принести свободу в жертву борьбе с экстремизмом, то рано или поздно поймем: невежество победило цивилизацию, превратив ее в свое подобие.



"