Posted 8 июня 2010,, 14:50

Published 8 июня 2010,, 14:50

Modified 8 марта, 07:04

Updated 8 марта, 07:04

Исполняется 200 лет со дня рождения Роберта Шумана

Исполняется 200 лет со дня рождения Роберта Шумана

8 июня 2010, 14:50
Исполняется 200 лет со дня рождения Роберта Шумана

О Роберте Шумане широкой публике известно мало. Между тем, этот замечательный композитор – легенда своего времени и классик, переживший уже два века. Несмотря на солидный возраст, его музыка актуальна, интересна, волнительна. Как и жизнь композитора, доказавшего, что истинное призвание человека способно раскрыться вопреки обстоятельствам.

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в семье книготорговца. Мать видела в сыне юриста, и по ее желанию Роберт поступил в Лейпцигский университет. Казалось бы, ничто не предвещало мальчику музыкальной славы. Но и занятия юридическими науками не особенно радовали будущего композитора. Лейпциг – музыкальный центр Германии – давал много пищи музыкальной натуре юноши.

Определив свое предназначение, Роберт Шуман занялся игрой на фортепиано, но упорная работа над развитием пальцев привела к анемии правой руки – она стала неспособной к игре. Шуману пришлось навсегда отказаться от желания стать пианистом. Но это не означало, что он отказался от музыки. Делом всей жизни Роберта стала композиция.

Композиторская деятельность Шумана продолжалась 24 года (1830–1853). Первые 10 лет были посвящены преимущественно фортепианным произведениям, в которых Шуман сказал новое слово. Удивительное слияние самобытности с красотой без всякой примеси наигранности, широкий полет фантазии романтика-идеалиста – все это придает фортепианной литературе Шумана особенное значение. Творчество Шумана принадлежит к наиболее обаятельным страницам в истории музыкального романтизма.

Роберт Шуман хотел, чтобы «музыка исходила из глубины настоящего и была не только приятной забавой и красивой по звучанию, но и стремилась к чему-то еще». Само это желание резко отличает Роберта Шумана от многих композиторов его поколения, которые грешили бессодержательным сочинительством. Шуман же боролся за прогресс в музыке всеми силами. Для большинства дилетантов сочинения его были слишком трудны и непонятны, для музыкантов-специалистов они казались эксцентричными, отклонявшимися от традиций. Роберт Шуман был музыкальным новатором. В течение многих лет он писал статьи под различными псевдонимами, борясь с так называемыми филистерами, которые своей ограниченностью и отсталостью тормозили развитие музыки.

Шуман считал фортепиано инструментом для выражения чувств и настроений, навеянных как эмоциональными переживаниями, так и природными явлениями или литературными сюжетами. Интерес к фортепиано у Шумана возрос благодаря счастливому браку с великолепной пианисткой Кларой Вик. Для нее автор создал Концерт для фортепиано с оркестром ля минор – одно из гениальнейших произведений, отличающееся богатым музыкальным содержанием и новизной фактуры.

В 1844 году Шуман вместе с супругой отправился в гастрольную поездку в Санкт-Петербург и Москву, где их принимали с большим почётом. В том же году Шуман переезжает из Лейпцига в Дрезден. Там впервые проявились признаки нервного расстройства. Лишь в 1846 году Шуман поправился настолько, что был в состоянии снова сочинять.

В 1850 году Шуман получил приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Однако вскоре там начались размолвки, и осенью 1853 года контракт не был возобновлен. В ноябре 1853 года Шуман вместе с женой отправляется в путешествие по Голландии, где его и Клару принимали «с радостью и с почестями». Однако в том же году вновь стали проявляться симптомы болезни. В начале 1854 года после обострения болезни Шуман попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись в Рейн, но был спасён. Его пришлось поместить в психиатрическую лечебницу в Энденихе близ Бонна, где он умер 29 июля 1856 года. Похоронен Роберт Шуман в Бонне.

"