Posted 7 июня 2010,, 20:00

Published 7 июня 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:05

Updated 8 марта, 07:05

Сорок восемь часов тишины

Сорок восемь часов тишины

7 июня 2010, 20:00
Вчера в центре Москвы произошла потасовка между активистами, выступающими против строительства на территории Кадашевской слободы офисно-жилого комплекса, и охранниками. Ситуацию удалось урегулировать только после вмешательства депутатов Госдумы и Мосгордумы, которым, кстати, тоже досталось от воинствующих защитников пр

Кадашевская слобода – ряд зданий XVII–XVIII веков, в числе которых дом Дьякона, фабричный корпус XIX века, палаты Оленевых, а также храм Воскресения Христова. Это один из самых древних районов в Москве, где до сих пор находят ценные археологические артефакты. Участок ранее планировалось отдать под проект «Пять столиц»: на территории должны были появиться несколько многоэтажных офисно-жилых, развлекательных и спортивных комплексов. Проект грозил храму Воскресения не только заточением в каменный мешок домов, но и разрушением – из-за возведения многоярусного подземного гаража.

После обращения в Москомнаследие проект был отправлен на доработку. Однако ровно две недели назад, несмотря на запрет работ в Кадашах, на площадке появилась строительная техника. Протестующие пытались остановить рабочих, построили баррикады и установили круглосуточное дежурство, однако строители умудрились изрядно разрушить уцелевшие здания. Застройщики – компании Генеральная дирекция «Центр», «Торгпродуктсервис» и «Капстройпроект» – уверяют, что все необходимые документы для сноса у них есть, и ни одно действительно исторически ценное здание при ведении работ не пострадает. Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин недавно заявил, что те здания, которые защищают сейчас активисты, памятниками по результатам экспертизы не являются. А начальник управления контроля за градостроительной деятельностью на исторических территориях Москомнаследия Владимир Громов отрезал: «Объекты, которые планируется снести в Кадашах, были признаны малоценными в культурном плане».

По словам защитников Кадашей, никакого разработанного и утвержденного проекта застройки территории не существует вообще, есть только предпроектные предложения. Раз нет проекта – не может быть и ордера на ведение строительных работ, полагают активисты. Все, чего они требуют, – предъявить документы, разрешающие снос и стройку, а также проект застройки, чтобы убедиться, что сохранившиеся еще здания останутся живы. «Понатыкают офисных зданий, а об облике Москвы совершенно не думают, а ведь это очень красивый район, в молодости я тут часто гуляла с будущим мужем», – не скрывает своих эмоций в беседе с корреспондентом «НИ» пенсионерка Людмила Ильинична. К зеленым воротам, за которыми скрывается стройка, она приехала аж из Люблино, как только услышала о конфликте.

Кульминационной стала ночь на 7 июня. Около девяти вечера в воскресенье на территорию Кадашей пришли более 20 охранников, которые попытались освободить площадку от протестующих горожан. По словам очевидцев, охранники были вооружены палками наподобие черенков от лопат. С участка активистов выгнали, но они выстроились в тесную цепочку, перегородив въезд строительной технике во 2-й Кадашевский переулок. Так они простояли до утра. Около часа ночи тягач с экскаватором начал поворачивать прямо на протестующих и перегородил Большую Ордынку полностью, что не вызвало особых восторгов у автомобилистов, и особенно у водителей троллейбусов. Приехавшему около часа ночи депутату Госдумы Антону Белякову все же удалось заставить водителя убрать грузовик с проезжей части.

Утром на стройке вновь появились рабочие, которые стали отбойными молотками разрушать старое здание мастерских. Защитники Кадашей силой прорвались на участки, отобрали инструменты и остановили компрессоры. На подмогу строителям прибыли охранники, которые попытались опять вывести людей с площадки. В потасовку попал депутат Мосгордумы Сергей Клычков, которому порвали пиджак, а также депутат Госдумы Валерий Гартунг. Вскоре в дело вмешался депутат Госдумы Николай Левичев. Ему удалось подписать меморандум с генподрядчиком Александром Фридманом. Согласно документу, любые работы на участке прекращаются на 48 часов, активисты на этот срок также должны уйти с территории. Между прочим, день простоя техники обходится в 100 тыс. рублей, и протестующие горожане опасаются, что застройщики не станут допускать таких убытков. «Баррикады остаются на месте, мы будем внимательно следить, не начнется ли опять снос, – пояснил «НИ» руководитель инициативной группы Артем Хромов. – Если какие-то работы начнутся, мы будем считать соглашение расторгнутым». За эти 48 часов прокуратура Москвы должна разобраться в ситуации и выяснить, насколько законными были работы в Кадашах. Генпрокурор России Юрий Чайка уже дал ведомству соответствующее поручение.

"