Posted 6 декабря 2011,, 20:00

Published 6 декабря 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 05:51

Updated 8 марта, 05:51

Видится на расстоянии

Видится на расстоянии

6 декабря 2011, 20:00
Следственный комитет РФ (СКР) проверит законность усыновлений иностранными гражданами российских детей в тех случаях, когда дети подверглись насильственным действиям. Это связано с несколькими громкими скандалами, происшедшими в семьях иностранных усыновителей, когда приемные дети из России у них умирали. СКР и МИД, кр

Бурную реакцию со стороны российских властей вызвало убийство в американском штате Айова полуторагодовалого гражданина РФ Исаака Джонатана Дикстры (Ильи Каргинцева). В мае 2005 года мальчик был усыновлен Брайаном и Лизой Дикстра из специализированного дома ребенка в городе Сосновоборск Красноярского края, а уже через три месяца, 14 августа, погиб. По версии следствия, в период с июля по август малышу были умышленно причинены телесные повреждения, повлекшие смерть. Подозреваемый в убийстве приемный отец был освобожден под залог и ни дня не пробыл в изоляции, а затем и вовсе оправдан судом округа Джонсон штата Айова.

Незадолго до этого, 18 ноября 2011 года, суд города Йорк штата Пенсильвания вынес обвинительный приговор супругам, которых присяжные признали виновными в непредумышленном убийстве мальчика из России Вани Скоробогатова. Супруги получили по 16 месяцев тюрьмы по статье «Убийство по неосторожности» и с учетом срока, проведенного под арестом с марта 2010 года, они должны быть отпущены на свободу.

В связи с этим СКР и выступил с резкими заявлениями. Тем не менее, насколько это намерение серьезно, сказать трудно. Так, например, юрист, эксперт по международным делам и праву Европейского союза Александр Сковородко склоняется к тому, что угрозы российских следователей рассчитаны скорее на российскую публику, нежели имеют под собой какие-то реальные основания. В разговоре с «НИ» г-н Сковородко сказал, что вмешательство в судебную систему другого государства или давление на суд является нарушением демократии и международного права, так как преступление было совершено на американской территории, американским гражданином и его судил американский суд. Так что максимум, что может сделать наш Следственный комитет, – это санкционировать арест этих американских граждан, если они вдруг приедут в РФ. «Защищать усыновленных детей, безусловно, надо, – продолжает наш собеседник. – Но решать это нужно на дипломатическом уровне. На суде должны были присутствовать представители российского дипломатического корпуса. Проблему надо начинать решать с того, кто ставил подписи на усыновление этого ребенка, на его вывоз за рубеж».

По словам г-на Сковородко, в России институт усыновления хромает, нашим гражданам усыновить детей очень сложно. А так как существует система откатов при усыновлении, органы опеки и попечительства отдают предпочтение состоятельным иностранцам. «Посмотрите, сколько на любом вокзале беспризорников бегают. Их же тут не усыновляют. Да, похвально, что Россия собирается защищать своих граждан. Но хорошо бы к этому еще и иметь железобетонные юридические обоснования», – закончил свою мысль эксперт.

В свою очередь Вероника Кочетова, руководитель пресс-службы Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, считает, что с усыновлением малышей россиянами дела обстоят не так уж плохо. «У нас в стране детей-сирот около 700 тысяч, – поделилась г-жа Кочетова с «НИ». – Из них в детских домах и интернатах находятся порядка 120–130 тысяч. Остальные – около 80% – в той или иной форме усыновления или опеки распределены по семьям. Хотя, конечно, и 130 тысяч – это много. Но мы считаем, что нежелательно передавать детей на усыновление иностранцам, так как дети нам нужны самим. Должна существовать и реализовываться программа поддержки отечественных усыновителей». Однако, по словам собеседницы «НИ», с этим тоже возникают определенные проблемы, так как насилие и среди российских усыновителей, мягко говоря, не редкость. Многие усыновители психологически не готовы к такому шагу и идут на него импульсивно. «Тут вина не только родителей, но и социальных служб, которые этим непосредственно занимаются: они не оказывают усыновителям необходимую психологическую помощь до и после усыновления. Что же касается иностранных усыновителей, то почему-то в СМИ всплывают только такие вот, хоть и страшные, но единичные факты. Это совершенно не говорит о том, что все иностранные усыновители такие. Тут, по моему мнению, больше политики», – признает Вероника Кочетова в беседе с «НИ».

По данным интернет-проекта Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ, в 2010 году иностранцами были усыновлены 3355 детей из нашей страны, причем более тысячи из них – гражданами США, тогда как наши соотечественники в прошлом году усыновили 7802 ребенка из российских интернатов и детдомов.

В том, что неродной ребенок – «это всегда трудно», сходятся все эксперты. Что уж говорить об усыновителях, наших или иностранных, когда и в обычных российских семьях насилие над детьми, увы, обычное дело. По данным Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к нему прибегают до половины семей. Нередки, соответственно, и случаи, заканчивающиеся плачевно.

"