Posted 6 октября 2003,, 20:00

Published 6 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Хотеть по-русски

Хотеть по-русски

6 октября 2003, 20:00
В России начинается борьба против сексуальных домогательств на работе. Отечественные правозащитницы вместе с американскими товарками намерены добиваться судебного преследования «особей мужского пола», неадекватно обращающихся с коллегами-женщинами. Они хотят адаптировать к нашим условиям юридическую практику США по защ

Беспощадную войну сексуальному домогательству в России объявили три женщины. Президент Фонда защиты прав женщин и детей Ирина Томасон, российский адвокат Алла Яминская и ее коллега из США Бэт Корнел собираются перенести на нашу землю американский опыт судебного преследования тех, кто подвергает сослуживцев, в первую очередь, конечно, подчиненных, сексуальному преследованию. Или, выражаясь по-современному, харрасменту.

«Известны результаты социологических опросов, в соответствии с которыми от 30 до 60% женщин в России считают, что они подвергались сексуальным домогательствам, – сказала «Новым Известиям» Ирина Томасон. – Наш Фонд провел очень деликатное анонимное исследование, которое базировалось на беседах с женщинами. Мы столкнулись с потрясающими фактами. Почти 100% работающих женщин в России подвергались в той или иной форме сексуальным домогательствам, если применять международные стандарты в определении сексуального домогательства».

По этим самым международным стандартам «сексуальные домогательства – это требования сексуальных услуг и другие устные или физические действия сексуального свойства, если они выдвигаются в качестве условия приема на работу или сохранения работы. Кроме того, это случаи, когда согласие или отказ женщины становятся определяющими при вынесении решения о найме на работу, продвижении по службе, сохранении работы, но и когда эти действия влияют на производительность труда и создание враждебной или оскорбительной обстановки на рабочем месте».

Между прочим, российская правовая система позволяет привлекать к уголовной ответственности за сексуальное домогательство. Только практически никто этим не пользуется. «С правовой точки зрения случаи сексуальных домогательств на работе противоречат Конституции РФ, которая предоставляет гражданам РФ равные права, – сказала «НИ» адвокат Алла Яминская. – Каждый случай сексуального домогательства является дискриминацией женщины по половому признаку, а следовательно, правовым нарушением, за которое российское законодательство устанавливает ту или иную ответственность. Однако случаев рассмотрения дел по сексуальным домогательствам, по нарушению гражданских прав женщин на работе, дискриминации женщин по половому признаку, то есть случаев прямого нарушения Конституции РФ суды пока не рассматривают, хотя законодательная база для этого имеется, но нет практики».

По словам членов инициативной группы, их главная задача на данном этапе – это создание прецедента рассмотрения дел по нарушению прав женщин именно в аспекте сексуального домогательства. «Фонд уже приступил к реализации программы по адаптации к российским условиям разработанной в США юридической практики. Основной целью является стимулирование не уголовного, а именно гражданского рассмотрения дел. Очень важно, что женщина может получить существенную материальную компенсацию за нарушение своих гражданских прав», – считает Ирина Томасон.

Американский пример кажется россиянкам весьма заманчивым. По данным государственной Комиссии США по равным возможностям в области трудоустройства (EEOC), в 2001 году было зарегистрировано 15 тыс. 475 исков со стороны жертв сексуальных домогательств в офисе. В США за последние 10 лет количество сексуальных домогательств на рабочем месте выросло на 127%. Из 15 тыс. мужчин и женщин, решивших юридически преследовать своих обидчиков в 2001 году, 7 тыс. 309 человек не смогли доказать, что они действительно являются жертвами сексуального преследования. Число мужчин, подвергшихся сексуальному преследованию, по данным EEOC, выросло с 7,5% в 1991 году до 12% в 1999-м. Отчеты EEOC показывают, что только сумма выплаченных соглашений и примирений, на которые истцы и обидчики согласились, не доводя дело до суда, в 2001 году составила 53 млн. долларов.

Но и в Штатах, где уже много лет женщины судятся с мужчинами из-за «неприятного обращения», проблема стоит весьма остро. «У нас более 80% женщин считают, что они в той или иной степени подвергаются сексуальным домогательствам на работе», – вынуждена признать американская адвокатесса Бэт Корнел.

Российское общество, если пойдет по западному пути, может попасть в капкан – невнимание к женщине тоже, оказывается, дискриминирует. Приставать плохо, и не приставать плохо. «В США мы столкнулись с обратной стороной проблемы, когда мужчины-начальники стараются избегать всех ненужных контактов с женщинами, чтобы минимизировать риск увеличения проблемы сексуального домогательства. Такой подход тоже, между прочим, дискриминирует женщин-служащих и создает объективно враждебную обстановку», – ответственно заявляет Бэт Корнел.

Однако у российских борцов с харрасментом есть один большой недостаток. Они собираются отстаивать права исключительно женщин. Почему-то к мужчинам они относятся не очень хорошо. Правозащитницы вообще называют представителей этой половины человечества «особями мужского пола». По мнению Ирины Томасон, в России распространилась эпидемия под названием «мужской шовинизм». «Как правило, при эпидемии переносят заболевания одни, а болеют другие, вот и в нашем случае переносят мужчины, а страдают женщины», – считает она. Правда, на вполне резонный вопрос корреспондента «НИ», будут ли они защищать мужчин, которые подвергаются сексуальным домогательствам, все три женщины дружно не ответили. Тоже, между прочим, дискриминация.



Как определяют сексуальное домогательство на работе в США

– Неприятные или нежелательные для женщины действия и предложения, включая и сексуальные, то есть похлопывания по любой части тела, пощипывание, поглаживание, объятия и поцелуи, ласки или любые другие подобные физические контакты, совершаемые без желания женщины.
– Нежелательные просьбы и требования сексуального характера. Такими являются ярко или слабо выраженные ожидания, требования сексуального характера (включая требование свиданий) вне зависимости от того, сопровождаются ли они подразумеваемым или открытым обещанием выгод или негативных последствий по службе.
– Словесные оскорбления или шутки, включая словесные оскорбления и шутки сексуального характера, неприятные женщине. Сюда относятся высказывания о национальности, расовой принадлежности, фигуре или внешнем виде, когда такие высказывания выходят за рамки обычной вежливости; «сальные» анекдоты; любые пошлые высказывания, намеки или действия сексуального содержания, неприятные и оскорбительные для окружающих.
– Создание устрашающей, враждебной, невыносимой или оскорбительной рабочей обстановки путем неприятных или нежелательных для служащих разговоров, предложений, просьб, требований, физических контактов или проявлений внимания, сексуального или иного неподобающего содержания.

"