Posted 6 сентября 2004,, 20:00

Published 6 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Читать по глазам

Читать по глазам

6 сентября 2004, 20:00
Первый теракт, направленный против детей, случился в Израиле 30 лет назад. 14 мая 1974 года боевики из «Народного фронта освобождения Палестины» ворвались в школу «Меир Натиф» в израильском городке Маалот на севере страны. Бандиты взяли в заложники 105 учеников и 10 учителей.

Боевики потребовали от правительства освободить всех палестинских заключенных. В переговорах с террористами участвовал тогдашний министр обороны Израиля Моше Даян. Через короткое время террористы неожиданно их прервали и поставили ультиматум – если их требования не примут, начнется расстрел заложников. Чтобы упредить массовую бойню, израильский спецназ пошел на штурм. Однако из-за оплошности одного из солдат ситуация вышла из-под контроля. Боевики стали расстреливать детей и педагогов, забрасывать их гранатами. Погибли 24 ребенка, 3 учителя и солдат. Все террористы были ликвидированы.

Этот теракт заставил израильское общество пересмотреть всю систему охраны детских учреждений. Сегодня ни одно учебное заведение не может функционировать, если оно не обеспечено профессиональной охраной. Это предусмотрено соответствующим подзаконным актом, его нарушение считается преступлением. Однако и это не все. Родители могут посчитать охранные мероприятия в том или ином детском учебном учреждении недостаточными, и тогда школу не откроют. В прошлом году именно по этой причине сорвалось начало учебного года во всей стране.

Кто же охраняет детские сады, школы, другие учебные заведения? В Израиле существует два типа охранников – шомеры (от ивритского слова «лишмор» – охранять) и меавтехи (от ивритского «леавтех» – оберегать). Те и другие – профессионалы высокого класса, прошедшие отбор и серьезную подготовку. Однако в меавтехи берут только тех, кто служил в боевых частях ЦАХАЛа (армия обороны Израиля) или в органах безопасности. Среди охранников школ меавтехов больше. В любом случае все лица, допущенные к охране школ, проходят дополнительную спецподготовку.

Шалом Мизрахи, несущий службу у входных ворот одной из школ в городе Нес-Циона, вначале окончил школу охранников в Рамат-Гане, затем прошел специальный курс и сдал экзамены, позволившие ему заступить на охрану учебных заведений. Школьных охранников обучают системе рукопашного боя, именуемого «крав-мага» (на иврите «боевое соприкосновение»). В этом типе единоборства, специально разработанном ЦАХАЛом, заложены приемы, которые позволяют нейтрализовать террористов-самоубийц. К примеру, потенциальный боевик-самоубийца не сможет нажать кнопку взрывного устройства, если получит удар в определенную точку в верхней части бедра.

– Но главное, конечно, не в этом, – объяснил корреспонденту «НИ» Шалом Мизрахи, – главное – научиться «читать» по глазам.

По словам охранника, «боевик, вот-вот собирающийся совершить теракт, лишен нормального человеческого взгляда». Действительно, согласно израильской методике подготовки охранников, террорист, даже прошедший многочисленные тренировки, не останется хладнокровным, если, внимательно глядя ему в глаза, монотонно задавать односложные вопросы типа: «Куда идете? Что у вас в сумке? Откуда приехали?» По сути, речь идет о следовании рекомендациям видного израильского эксперта по террору Шломо Газита, занимавшего в прошлом пост начальника израильской контрразведки. Газит считает, что «смотреть в глаза очень важно, ибо именно глаза выдают сущность человека». Однако по глазам могут «читать» далеко не все. Прежде чем стать кадетом в школе охранников, кандидаты-абитуриенты проходят психологический тест. На нем «засыпаются» более половины поступающих.

В школах охранников кадеты получают навыки медбратов и психологов, ибо при нештатных ситуациях медицинская помощь должна оказываться немедленно. Что же касается спецкурсов, предоставляющих окончившим их право охранять детские учебные учреждения, то на них охранники получают начальные знания по детской психологии и педагогике.

За безопасность израильских школ отвечает Охранное управление (ОУ) ШАБАКа (службы общей безопасности). Сотрудники ОУ проводят соответствующие занятия со школьниками и учителями. Старшеклассники, проходящие военно-спортивную подготовку, и практически весь педагогический коллектив в любой момент готовы помочь охраннику в выполнении его обязанностей. Мобильные наряды ОУ, согласно своим графикам, объезжают детские учреждения и, таким образом, контролируют работу охранников. Если же согласно оперативной информации, поступившей в ШАБАК, в том или ином районе ожидается теракт, количество охранников немедленно увеличивается, а в наиболее уязвимых кварталах на посты заступают полицейские и солдаты.

Не стоит думать, что израильтяне считают свою систему охраны школ идеальной. В связи с трагическими событиями в Беслане инспектор полиции Моше Каради отдал распоряжение разработать несколько планов, которые должны быть задействованы в случаях захвата террористами учебных зданий. Разработкой этих планов поручено заниматься оперативному отделу полиции и специалистам по переговорам с преступниками. В ближайшие месяцы полиция, силы безопасности и армейский спецназ примут участие в учениях, во время которых будут отрабатываться сценарий захвата террористами заложников и операция по их освобождению. Подобные учения проводятся в Израиле регулярно, но раньше в них принимали участие только спецподразделения ЦАХАЛа. Специалисты по борьбе с террором считают, что если в Израиле произойдут события, подобные событиям в Беслане, то немедленно должны быть задействованы все полицейские и армейские структуры, а также силы безопасности. Исход операции полностью будет зависеть от их слаженных действий.


Разговоры о безопасности детей сведутся к новым поборам с родителей

"