Posted 6 июня 2013,, 20:00
Published 6 июня 2013,, 20:00
Modified 8 марта, 05:04
Updated 8 марта, 05:04
Майское ценообразование всегда полно парадоксов. С одной стороны, понятно, что к этому времени «старые запасы» овощей и фруктов подходят к концу, а цены на новый урожай если и удивляют, то только неприятно. Кроме того, на рынках и в магазинах появляются первые ягоды, стоимость которых тоже поначалу кусается. С другой стороны, благодаря сезонному фактору определенные продукты становятся заметно дешевле, что в итоге хоть как-то может компенсировать возникший дисбаланс.
Однако получается это далеко не всегда. Вот даже Минэкономразвития было вынуждено повысить свой первоначальный прогноз по майской инфляции с 0,5 до 0,6%. Одной из причин такого развития событий чиновники считают резкий рост цен на плодоовощную продукцию, который объясняется долгой зимой. При этом в министерствах и ведомствах выражают надежду, что вслед за этим скачком последует спад и все вернется на круги своя, если, конечно, вновь не случится неурожая, как в прошлом году.
Пока же мы вынуждены констатировать, что цены на овощи действительно поползли вверх, причем довольно существенно. Рекордсменом на этот раз стал обыкновенный репчатый лук с показателем в +44,4%. На втором месте с заметным отрывом оказался картофель, прибавивший 18,7%. Причины такой ситуации ясны – новый урожай всегда стоит дорого.
Что же касается других овощей и фруктов, то тут ситуация прямо противоположная. Взять хотя бы огурцы и помидоры, ушедшие в мае на радость потребителям в минус на 25,6 и 15,5% соответственно. Их примеру последовали яблоки и апельсины, потерявшие в цене 9,8% и 6,6%.
В относительном «нейтралитете» оказались морковь с ее +1,2% и бананы с -1,5%.
Если говорить о других лидерах роста, то среди них оказались «Докторская» колбаса с результатом в 10,9%, сыр «Российский» с прибавкой в 8,7% и ржаной хлеб, подорожавший на 8,3%.
Практически на одну и ту же величину подорожали сахарный песок (7,6%), растительное масло (7,9%) и пиво «Балтика» (7,6%).
Что касается виртуального приза зрительских симпатий, то, если не считать плодоовощную кампанию, то он на этот раз достается батону «Нарезной», ставшему доступней на 13,8%.
Как видно из нашего мониторинга, в мае основные страсти кипели в овощном отделе, который сумел как расстроить, так и немного ободрить покупателей. Другие категории продуктов если и изменялись в цене, то незначительно.
Мнения по поводу финального ценника за май разделились и среди исследуемых нами магазинов. Наибольшую нелояльность к потребителям проявил «Перекресток», продуктовая корзина «НИ» в котором подорожала на 5,4%. Он же, как никто другой, взвинтил цены на лук, подорожавший здесь на 129%.
На втором месте оказалась «Пятерочка» с ее +4,8%. Здесь тоже не обошлось без неприятных сюрпризов в виде неслыханных +209% на картофель.
Несколько скромнее себя проявил «Магнит», прибавив 2,1%.
А вот Преображенский рынок и супермаркет SPAR, наоборот, проявили себя исключительно с положительной стороны, показав одинаковый отрицательный результат в минус 5,5%. Впрочем, добиться его обеим торговым точкам оказалось нелегко. Если вглядеться в нашу таблицу, то станет понятно, что, может быть, ошеломляющих взлетов и падений здесь не наблюдалось, но ценовая борьба была довольно жесткой: цены на все категории продуктов буквально лихорадило. Впрочем, нам как потребителям ход «военных действий» не особо важен – главное, что победа осталась за нами.