Posted 6 марта 2006,, 21:00

Published 6 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:13

Updated 8 марта, 09:13

Конкурента на скаку остановит

6 марта 2006, 21:00
В конце прошлой недели в преддверии 8 Марта в Москве прошел конкурс «Женщина-директор года». Лауреатами стали 24 дамы-руководителя, достигшие наиболее заметных успехов в самых разных областях предпринимательства – здравоохранении, образовании, туризме, сервисе, рекламе и издательском деле. Однако наиболее интересные ит

«Победительницы конкурса еще раз доказали, что бизнесвумен и бизнесмен – это небо и земля, – поделилась с «НИ» психолог центра «Мир женского Я» Ирина Ковалева. – Основное различие проистекает от разного отношения к делу у мужчин и женщин. Первые видят в работе способ самоутверждения, возможность доказать людям, что они «самые быстрые и меткие охотники». Женщины же склонны рассматривать свою компанию как ребенка, как нечто, что они оставят после себя. Поэтому они не стремятся выжать из фирмы максимальную прибыль, а делают ставку на более глобальные результаты».

Отсюда, считают психологи, проистекают те принципы менеджмента, которые избирают женщины. Они стараются организовать работу таким образом, чтобы она представляла собой равномерное поступательное движение, без авралов, периодов чрезмерной активности, но и без видимых спадов, застоев. «Женщина наиболее комфортно чувствует себя в статичной, прогнозируемой ситуации, – считает Ирина Ковалева. – Они предпочитают рутинную, размеренную работу. В коллективах, где определяющую позицию занимает бизнесвумен, всегда существует система планирования, которую необходимо соблюдать. Руководительницы требуют обязательности. Результат деятельности должен быть получен в срок. Женщина не может просто отказаться от выполнения проекта или «слить задание».

Вместе с тем стабильность, за которую так держатся предпринимательницы, нередко переходит в консерватизм. Дамы на руководящих постах нередко, по мнению психологов, страдают патологической недоверчивостью ко всему новому. Например, директор магазина скорее будет продолжать сотрудничать со старым поставщиком, несмотря на то, что он во многом не устраивает, чем обратится к его конкурентам, предлагающим более выгодные условия. «Бизнесвумен гораздо в меньшей степени расположены к азарту, блефу, – считает бизнес-тренер Игорь Слепцов. – Риска женщины боятся как огня. Взять крупный кредит в банке, вложить все средства в развитие революционных технологий, поставить на карту деловую репутацию фирмы – на это бизнесвумен никогда не пойдет. Но ведь, как известно, кто не рискует, тот не пьет шампанского. Поэтому предприятия, руководимые дамами, в большинстве случаев не выходят за рамки малого и среднего бизнеса».

Отношения внутри коллектива для представительниц прекрасной половины человечества играют более важную роль, чем для мужчины-управленца. «Женщины всегда ориентированы на социальную сферу, – считает председатель Ассоциации женщин-предпринимателей России Татьяна Малютина. – Руководительница более лояльно относится к отгулам, может системно отпускать сотрудников пораньше с работы, если у них есть уважительная причина. Она способна даже повысить заработную плату только потому, что у подчиненного изменились жизненные условия – он женился или переехал на съемную квартиру. Единственное, к чему женщина-руководитель испытывает стойкую неприязнь, – это к пьянству. В этом вопросе бизнесвумен непреклонны. На большинстве «женских» предприятий действует строгий сухой закон».

По мнению Игоря Слепцова, руководительницы предпочитают строить отношения в коллективе по принципу семьи. В офисе обязательно должны присутствовать «бабушки» и «дедушки» – опытные сотрудники, к которым женщина-руководитель нередко обращается за советом. Они находятся в привилегированном положении и пользуются безусловным уважением, хотя фактической работы выполняют относительно мало. Центральное положение в коллективе занимают «отцы» – люди, составляющие костяк производительных сил предприятия. «Жены» обеспечивают им наиболее оптимальные условия работы, как правило, используются «на подхвате». Именно в коллективах, которые возглавляют женщины, сильно развит институт обучения в процессе работы. Там всегда много стажеров, которые в этой картине исполняют роль «детей», которых нужно опекать.

Личная жизнь деловой женщины, вопреки распространенному стереотипу, как правило, складывается удачно. Миф о том, что успешная женщина одинока или имеет систематические конфликты с детьми и мужем из-за высоких доходов и постоянной занятости, в большинстве случаев не соответствует действительности. «То, чего сумела достичь в своей профессиональной деятельности женщина, как прямо, так и косвенно влияет на уровень благосостояния семьи, – рассказал «НИ» директор Института социологии РАН Михаил Горшков. – В большинстве случаев благополучные с точки зрения доходов женщины имеют любящих мужей и воспитанных детей».



ПОРТРЕТ ТИПИЧНОЙ НАЧАЛЬНИЦЫ

По мнению социологов, бизнесвумен – это женщина 35–40 лет с двумя высшими образованиями, одно из которых, как правило, гуманитарное. Она более десяти лет состоит в браке, имеет двоих, реже троих детей. Большую часть жизни провела в родном городе, отлучаясь на учебу. На работе она носит одну из трех поведенческих масок, которые, впрочем, редко влияют на способ управления коллективом. Предпринимательницы, изображающие из себя «мамочек», стараются опекать своих сотрудников и даже клиентов, редко повышают голос и склонны постоянно давать советы. «Стервы», напротив, подчеркнуто холодны, иногда жестоки. Их основная цель приучить коллектив к мысли о том, что конкуренция – это та же война. Руководительницы, относящиеся к типу «партнеров», общаются с подчиненными на равных, нередко обращаются за советом, придерживаются демократических взглядов, однако сохраняют за собой полную самостоятельность в принятии решений.

"