Posted 5 августа 2007,, 20:00

Published 5 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:24

Updated 8 марта, 08:24

«Мы сами открыли ворота вандалам»

«Мы сами открыли ворота вандалам»

5 августа 2007, 20:00
В Республике Хакасия сегодня завершается экспедиция к древней обсерватории, основание которой датируется VIII веком до н.э. Итоги экспедиции тревожны: уникальные памятники привлекают к себе повышенное внимание не только ученых, но и туристов-дикарей, оставляющих на каменных плитах свои автографы. Еще больше волнует арх

Неутомимый искатель свидетельств о встречах наших далеких предков с инопланетянами космонавт Георгий Гречко на днях посетил Хакасию. Приглашение ему поступило от членов клуба экстремально-поисковых экспедиций «Викинг-Росс» и Института археологии и этнографии Сибирского отделения Академии наук. Экспедицию, в которой принял участие космонавт, возглавил академик Виталий Ларичев, изучающий хакасские памятники более 30 лет. Георгий Гречко был потрясен видом гигантской древней обсерватории в долине Белого Июса. По размерам и сложности она во много раз превосходит аналогичное сооружение в Англии – знаменитый Стоунхендж. Роль точных приборов здесь играют горы: на их вершинах астрономы, жившие в VIII веке до н.э., установили многотонные камни-«прицелы», а в долине – ряды массивных сланцевых плит. Их назначение было для археологов загадкой, пока они не обратились за помощью к математикам и астрономам. Виталий Ларичев считает, что древние хакасы жили по 60-летнему циклу. Наблюдая за восходами и заходами Солнца и движением планет, они могли предсказывать, каким будет следующий год, ждать им урожая или засухи.

Другим почетным членом экспедиции стал в эти дни президент фонда содействия охране памятников «Археологическое наследие» Петр Бородин. Он считает, что по количеству древних артефактов (некоторым из них – 16 тыс. лет) Хакасии нет равных, очень высок уровень организации археологических работ. Однако многое и тревожит. «Меня поразило увиденное на берегу Сарагашского залива, – говорит Петр Бородин. – Уникальные курганы уходят под воду, и ничего не делается для их спасения». Чтобы сохранить хотя бы малую часть сокровищ, надо скорее начать раскопки на этом месте. Но пока нет средств. «Мы будем добиваться принятия соответствующей федеральной программы», – пообещал президент «Археологического наследия».

Охрана памятников – дело тонкое. Медвежью услугу кургану Салбык и каменным плитам с петроглифами в Барсучьем логу оказали местные власти, создав минувшей весной в Усть-Абаканском районе муниципальный музей под открытым небом. Увы, назвать это место музеем сегодня трудно. «Пока к кургану не было удобного подъезда, он оставался в целости, – говорит археолог Андрей Готлиб. – Построив к нему дорогу, мы открыли двери вандалам. Такая же судьба может ждать и уникальные наскальные рисунки». Многие уже страдают от рук туристов. «На плитах повсюду надписи вроде «здесь был я» и «Windows forever» и мелом, и краской!» – возмущен Петр Бородин. Андрей Готлиб добавляет: «Это еще ничего, кое-кто процарапывает свои имена чем-то острым, и теперь потребуется комплекс реставрационных работ. Я считаю, что плиты лучше закопать, иначе через год-два от них ничего не останется».

Разрушение грозит и «Большим воротам» – двум громадным вытесанным из песчаника обелискам. На одном из них – овальное углубление от прикосновений рук приходивших сюда в древности для исцеления людей. Установлено, что расположение их, опять же с оглядкой на звезды, позволяет эффективно проводить коррекцию биополя человека. Но пока что человек воздействует, и не лучшим образом, на хакасские реликвии. Решение проблемы, по мнению ученых, единственное – сделать подъезд ко всем объектам платными, а на полученные средства нанять охрану. В противном случае о новых археологических сезонах придется забыть.

"