Posted 5 августа 2007,, 20:00

Published 5 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:24

Updated 8 марта, 08:24

Парта для папы

Парта для папы

5 августа 2007, 20:00
Еще вчера бывшие экспериментальными «школы приемных родителей» есть уже во всех регионах. Только за последний месяц такие учебные заведения открылись в Нижнем Новгороде, Красноярске, Екатеринбурге, Новокузнецке и Краснодаре. Эксперты утверждают, что связано это с возросшим количеством усыновлений, а к ним, как показыва

Психологи утверждают, что большинство приемных родителей решается на этот шаг необдуманно. В итоге ломают жизнь и себе, и усыновленному малышу. Этим была продиктована инициатива создания специальных школ. «Сейчас таких учреждений в России более пятисот, – сообщил «НИ» консультант проекта «Новая семья» Кирилл Овчинников. – И с каждым месяцем их все больше. Психологи, работающие в них, заранее подготавливают усыновителей к проблемам, с которыми им придется столкнуться».

Большинство таких школ летом уходит на каникулы. Те, что остаются, работают в вечернее время и по выходным. «Курс рассчитан на 2,5 – 3 месяца, – рассказала «НИ» руководитель столичной школы «Воображение» Ирина Клыкова. – Мы делим обучение на лекционный курс и психологические тренинги. Обычно после лекции на определенную тему разбиваем своих учеников на группы и моделируем возможные конфликтные ситуации».

В летней группе школы «Воображение» сейчас занимаются 12 человек – как будущие приемные мамы, так и супружеские пары. Есть и один кандидат в папы. «Я изначально знал, что мне в этой атмосфере будет сложно, – поделился с «НИ» Александр Грачев. – Нас, мужчин, вообще по части усыновления дискриминируют. Но я решил доказать, что могу и один растить ребенка. Вот пришел учиться. Хотя овладеть всеми отцовскими премудростями можно, конечно, только на практике...».

В маленьком классе они садятся за парты, достают из сумок тетради. «Когда я первый раз сюда пришла, снова почувствовала себя школьницей, – призналась «НИ» будущая приемная мама Лидия Москвина. – Мне казалось, что для воспитания приемного ребенка хватит любви. Но вдруг обнаружилось столько нюансов, и я поняла, что была к этому совершенно не готова».

Такая система действует в большинстве подобных учреждений. «В нашей школе проводятся различные психологические тренинги, – рассказала «НИ» психолог патронатной службы коррекционной школы-интерната №8 Елена Мамкова. – После окончания курса супруги уясняют для себя главное – готовы они к усыновлению или нет. Наши специалисты без обиняков объясняют им, что с приемными ребятами намного сложнее, они почти всегда очень агрессивно настроены».

Специалисты в таких школах стараются разрешить еще одну распространенную проблему. Если женщина к приемному ребенку может относиться, как к родному, с мужчинами все протекает гораздо болезненнее. «Поэтому главная роль в усыновлении принадлежит именно супругу, – пояснил «НИ» психолог Марк Сандомирский. – Первая реакция мужчины на предложение усыновить ребенка практически всегда отрицательная. Для них существуют специальные тренинги, но до конца избавиться от психологического барьера невозможно – это приходит с годами».

Хотя количество «родительских школ» стремительно растет, эксперты уверены, что всех проблем они решить не могут. «Нужно понимать, что школы – только первый этап в психологической помощи приемным семьям, – говорит исполнительный директор общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. – Учить приемных родителей общению с детьми на теоретическом уровне бесполезно. Во многих школах родителей, увы, обучают отдельно от детей, чаще – на предварительном этапе. Необходим постоянный контакт, нужно, чтобы школы выполняли функцию «скорой помощи» родителям, уже принявшим под свое крыло ребенка». А таких «родительских вузов» в России пока нет.

"