Posted 5 января 2010,, 22:45

Published 5 января 2010,, 22:45

Modified 8 марта, 07:19

Updated 8 марта, 07:19

Патриарх Кирилл пожелал россиянам на Рождество «умножения радости и уврачевания болезней»

Патриарх Кирилл пожелал россиянам на Рождество «умножения радости и уврачевания болезней»

5 января 2010, 22:45
Патриарх Кирилл пожелал россиянам на Рождество «умножения радости и уврачевания болезней»

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в традиционном Рождественском послании верующим призвал следовать божественной истине и проявлять солидарность с ближними и в радости, и в горе, сообщает РИА Новости.

«Принятие человеком Божией правды определяет, в первую очередь, характер его отношений с другими людьми, способность, по слову апостола, носить «тяготы друг друга», то есть проявлять солидарность с ближними, соучаствуя и в радости, и в горе другого человека», – сказано в патриаршем обращении, опубликованном на сайте Русской православной церкви.

Предстоятель напомнил слова Христа из Евангелия от Иоанна: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

«Однако эти вечные Божественные истины, которые только и способны преобразить нашу жизнь, сегодня перестают быть идеалами. Они настойчиво вытесняются из сознания современного человека пропагандой моральной безответственности, эгоизма, потребительства, отрицания греха как основной проблемы человеческого существования», – констатировал патриарх Кирилл.

Именно подменой истинных ценностей ложными, по его словам, в основном и объясняется возрастающее значение «человеческого фактора» в трагических событиях, которые уносят сотни жизней.

«Этим же объясняются и кризисы, которые в масштабе всей планеты сотрясают экономику, политику, окружающую среду, семейную жизнь, отношения между поколениями и многое другое», – считает Московский первосвятитель.

Значение празднования Рождества Христова, отметил он, состоит в том, что это торжество «приближает к нам Спасителя».

Подводя итоги 2009 года, он отметил, что, «укрепляемый молитвой и поддержкой епископата, клира и многочисленной паствы, с упованием на волю Божию», принял «жребий патриаршего служения». По словам главы РПЦ, за этот год, совершая богослужения в ряде российских епархий, на Украине, в Белоруссии и Азербайджане, он везде видел «светлые лица людей, искреннее выражение глубокой веры».

«Это стало для меня сильнейшим духовным переживанием и зримым свидетельством единства Святой Руси, которая силой веры своего многонационального народа преодолевает социальные, имущественные, возрастные, этнические и прочие границы, сохраняя в условиях современных политических реалий свое духовное единство», – сказал патриарх Кирилл.

Это единство, по его словам, «скрепляется единой Церковью, в которой Божественной благодатью преодолевается все временное и преходящее».

«Божественная истина должна служить главным ориентиром для всякой человеческой деятельности, для развития и движения вперед», – считает предстоятель РПЦ.

Он сообщил, что все больше современников начинает осознавать свои духовные истоки, ценить свою религиозную и культурную традицию.

«И сегодня торжество праздника разделяют не только те верующие, которые прочно укоренены в православии, но и те, кто только находится на пути к обретению спасительной веры и, может быть, впервые переступает порог храма», – заявил первосвятитель.

Всем верующим он пожелал, чтобы «благодатью Божией» умножилась радость, «уврачевались болезни и утешились скорби».

Вместе с тем сегодня, 6 января, Русская православная церковь отмечает Рождественский сочельник – канун Рождества Христова.

Как сообщила пресс-служба патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в это утро предстоятель РПЦ совершит божественную литургию в Новоспасском ставропигиальном (находящемся в непосредственном патриаршем ведении) монастыре столицы, богослужение начнется в 9.30 утра.

А в 22.00, в ночь на 7 января, патриарх Кирилл возглавит встречу Рождества в кафедральном соборном храме Христа Спасителя. Праздничная служба, включающая всенощное бдение и Божественную литургию, продлится около пяти часов и завершится примерно к трем часам утра 7 января.

Ожидается, что в крупнейшем храме столицы в эту ночь, как и в предыдущие годы, соберутся более 5 тысяч человек.

Праздничные богослужения пройдут во всех действующих храмах Москвы, которых вместе с часовнями насчитывается более 800. Всего же в мире – свыше 29 тысяч приходов РПЦ.

По уставу православной церкви, празднику Рождества предшествует многодневный Рождественский пост, который начинается 28 ноября и длится 40 дней по 6 января включительно.

В Рождественский сочельник, 6 января, многие благочестивые верующие вообще не вкушают пищи, а к десяти часам вечера идут в храм, где и встречают праздник Рождества.

Лишь при появлении первой звезды – символа звезды Вифлеемской – можно отведать сочиво (постное блюдо, представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня – сочельник.

Рождество – великий христианский праздник, установленный, по церковному вероучению в честь рождения Иисуса Христа. У православных христиан это самый большой праздник после Пасхи. Как напоминают «Новые Известия», Русская православная церковь, а также Грузинская, Иерусалимская и Сербская православные церкви празднуют Рождество 7 января по юлианскому календарю, который действовал на территории Палестины во времена жития Иисуса Христа. Римско-католическая церковь и большинство других христианских церквей, в том числе и многие православные, отмечают Рождество по григорианскому календарю – 25 декабря.

Между тем число это – 7 января – не имело никакого отношения к дате появления на свет Богомладенца. Но эта же дата носила глубокий символический смысл. Древняя церковь соотносила «двух Адамов» – первого человека на Земле и Христа – нового, второго Адама. Первый Адам – виновник греха и смерти всего рода человеческого. Второй Адам – создатель жизни и источник спасения людей. Притом считалось, что Христос родился в тот же день, в который был сотворен первый Адам – в шестой.

Праздник Богоявления претерпел изменения и стал считаться рождением Бога в облике простого человека, в обычных условиях и при нелегких бытовых обстоятельствах. Уже в древности Рождество прижилось и получило широкое распространение во всем западном и восточном мире.

Первоначально праздник Христова Рождества не праздновался совсем, что, видимо, связано с обычаем иудеев не отмечать свои дни рождения. Первые известные попытки установить дату Рождества Христова и отмечать ее как один из главных христианских праздников относятся ко II–III векам.

Как отдельный праздник Рождество сформировалось не сразу. Для искоренения еретических заблуждений гностиков христиане вслед им стали праздновать Крещение Христа, именуя праздник вторым названием – Богоявлением, подчеркивая, что Христос в Крещении не получил, а явил миру свою божественность. Вскоре к воспоминанию Крещения христиане присоединили и празднование Рождества Христа. Оба события: Боговоплощение и Богоявление отмечались в один день – 6 января по старому стилю под одним названием Богоявления.

Первая известная дата празднования Рождества Христова была принята египетской церковью в Александрии, и его можно противопоставить древнеегипетскому празднику возрождающегося солнца, зимнего солнцестояния, которое отмечалось в Египте в те времена 6 января.

Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых восточных церквях продолжалось до конца IV века, в иных – до V и даже до VI века.

Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников.

Впервые праздник Рождества Христова был отделен от праздника Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. Днем празднования было установлено 25 декабря, когда народы Римской империи праздновали «рождение солнца». Церковь же прославила родившегося на земле Христа – Солнце правды, дающего истинный Свет, Солнце бессмертное и не боящееся тьмы. Наиболее раннее известие об этом празднике относится к 354 году.

Затем празднование Рождества Христова 25 декабря отдельно от Крещения было принято и Восточной церковью (об этом свидетельствуют святитель Иоанн Златоуст в Антиохии, святитель Василий Великий в Кесарии и святитель Григорий Богослов в Константинополе).

На Руси праздник Рождества Христова, появившийся в конце X века, всегда был особенно любим. Его еще называют «матерью всех праздников». До «вечерней звезды» в сочельник, то есть до вечерних песнопений «Волсви же со звездою путешествуют», ничего не ели и не садились за стол. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли ему дорогие подарки. Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи.

Ну и, конечно же, в домах украшали рождественскую елку. Кстати, лесная красавица пришла в Россию из Германии относительно недавно – при Петре I. Вечная зелень ели и других растений (можжевельника, лавра, омела) была символом неувядающей жизни. Поэтому и стали у нас украшать еловыми ветками дома и храмы.

С Рождества начинаются Святки, которые некогда назывались Зимними русалиями. Они продолжаются до праздника Крещения Господня 19 января. Эти праздники сопровождаются гуляньями, веселыми играми, шутками, песнями, посещением родных и друзей. В старину принято было колядовать – рядиться во всяческие костюмы и ходить в гости, славя Христа. За это полагалось одаривать ряженых разной едой и сладостями.

"