Posted 4 декабря 2007,, 21:00

Published 4 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:21

Updated 8 марта, 08:21

Понюхают пороху

4 декабря 2007, 21:00
В понедельник при эвакуации из подмосковной гимназии серьезно пострадал школьник. И это далеко не единичный случай. Только в прошлом году горели 302 российские школы. По мнению экспертов, травм и жертв можно было бы избежать, если бы и дети, и педагоги знали, как себя вести при пожаре. Уроки ОБЖ с этого года отменены.

Занятия в школе-гимназии № 3 на улице Фадеева в Балашихе были сорваны на час днем в понедельник. «В кабинете математики в результате короткого замыкания произошло задымление, возгорания не было», – сообщили в пресс-службе МЧС. Несмотря на то, что пожара не было, спасатели начали эвакуацию учеников и педагогов. Один ученик в давке споткнулся и повредил позвоночник. Пострадавшего госпитализировали в центральную районную больницу. Показательно, что еще в августе гимназия прошла комплексную проверку на пожарную безопасность.

После трагедии в Московском институте управления говорить о пожарной безопасности школ стало модно. Депутаты Мосгордумы на недавнем заседании решили обязать школьников нашивать на одежду или портфель специальные метки, благодаря которым всегда можно будет узнать, в какой точке здания находится ученик. Следить за школярами будут специальные считывающие устройства, расположенные на территории школы.

Однако, по словам председателя комиссии Мосгордумы по науке и образованию Евгения Бунимовича, все это – полумеры. «В данной системе нет самого ребенка, который должен знать, как вести себя в той или иной ситуации», – заявил он на заседании Мосгордумы. Действительно, объяснять ребенку правила поведения в ЧП теперь некому. С этого учебного года предмет «Охрана безопасности жизнедеятельности» из учебной программы исчез. По мнению экспертов, преподаватели ОБЖ просто не давали детям необходимой информации. «Можно маршировать до одурения во дворе школы или слушать час в неделю о том, что делать при пожаре, но в случае ЧП быть абсолютно беспомощным, – пояснил «НИ» г-н Бунимович. – Было решено разбросать информацию, которую дают на уроках ОБЖ по другим предметам. Так, об оказании первой помощи школьники узнают на уроках биологии. Но взамен появится время, чтобы обучить школьникам реальным действиям».

Именно этим и намерены заняться московские спасатели. «В сентябре наши инспекторы провели специальные уроки, на которых рассказали, как себя вести при пожаре, – рассказал «НИ» замначальника управления Госпожнадзора МЧС России по Москве Александр Лукашевич. – А сейчас в каждой школе разрабатывается план по эвакуации детей. Мы хотим ежеквартально по этим планам проводить учения. Сейчас благодаря принимаемым мерам число пожаров в школах снизилось в два раза».

«Это должен быть не просто урок, где с ребенком поговорят о том, что можно, а что нельзя делать при пожаре, – пояснил «НИ» Евгений Бунимович. – Должны постоянно проводиться тренировки, чтобы выработать у ребенка поведение на уровне рефлекса. В этом плане мне импонируют школы США. Там существует четко выработанная модель поведения, которую дети осваивают на практике и постоянно отрабатывают на учебных занятиях».

Впрочем, такие меры вряд ли решат все проблемы в одночасье. «У нас полностью отсутствует программа по техническому обеспечению школ, – рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – По моим данным, 40% российских школ не имеют даже элементарных средств для локализации пожара! В Минобрнауки считают, что это не их сфера действий, а МЧС занимается надзорной функцией, устраняет последствия, проводит проверки и делает замечания. В результате проблема ложится на плечи местных региональных властей».

"