Posted 4 сентября 2013,, 20:00

Published 4 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:51

Updated 8 марта, 04:51

Наука воровать

4 сентября 2013, 20:00
Более 1,5 тыс. списанных кандидатских и докторских диссертаций выявила компания «Анти-Плагиат». Из объявленных вчера результатов проверки следует, что более 10% диссертаций по истории и экономике состояли на две трети из чужих текстов. Опрошенные «НИ» эксперты обвиняют в случившемся коррупцию и косность диссертационных

Сплошную проверку на плагиат диссертаций по истории, защищенных с 2000 года, провела компания «Анти-Плагиат» по заказу Российской государственной библиотеки (РГБ). Было исследовано 14,5 тыс. кандидатских и докторских диссертаций, из которых, как выяснилось, примерно 1,5 тыс. (10%) состояли из чужих текстов более чем на 70%.

«Меньший размер заимствований можно объяснить тем, что автор брал наработки из своей прежней диссертации или из работ научного руководителя. Но 70% заимствования – это с очень большой вероятностью плохие работы», – говорит директор РГБ Александр Вислый. Он отметил, что база диссертаций сравнивалась «сама с собой», то есть 14,5 тыс. работ сравнивали друг с другом: «Если бы мы взяли другие тексты, например монографии, статьи, книги, то объем плагиата был бы значительно больше».

О предстоящем исследовании объявили в мае. Тогда инициаторы заявили, что это чисто научный интерес и попытка понять, как цитаты с 2000 года переходили из одной работы в другую. В ходе исследования также выборочно проверили диссертации по экономике и естественно-научным дисциплинам. В первых обнаружили сходный с историческими работами уровень плагиата. Во вторых он оказался значительно меньше. Теперь эти 1,5 тыс. диссертаций, скорее всего, проверят еще раз, а затем могут даже лишить некоторых авторов ученых степеней. Пока же результаты проверки отправлены в органы власти.

«Понятие «плагиат» не вполне определенное. Какое-то время назад мне пришлось быть рецензентом, и там автор очень любила закатывать цитаты на полторы страницы. Это не является плагиатом с формальной точки зрения, а машина может это выдать как плагиат потому, что это цитаты из опубликованных исторических источников. Реальная проблема заключается не в плагиате, а в самом качестве диссертаций по гуманитарным наукам, и не только по истории, а по многим другим дисциплинам», – сказал «НИ» профессор исторического факультета МГУ доктор исторических наук Михаил Дмитриев.

Профессор Дмитриев говорит, что нужно многое менять и в процедуре выбора и утверждения тем для научных работ, и в системе их предзащиты и защиты, и в том, как формируются диссертационные советы, подбираются научные руководители и оппоненты. Г-н Дмитриев считает, что некачественные работы появляются именно из-за этой косной системы, которая пока не желает меняться, а не из-за коррупции: «Я думаю, что для ведущих университетов проблема коррупции не стоит». Ученый добавил, что плагиат не всегда можно определить без специальной программы: «Я, как научный руководитель или рецензент, не отвечаю за плагиат, потому что я не могу знать все источники, тем более другие работы, на которые ссылается автор, потому что иногда это не является моей прямой сферой занятий».

«Плагиат не всегда заметен, – подтверждает «НИ» доктор исторических наук Александр Яковлев. – Работа может быть написана по узкой проблематике, детали которой могут ускользнуть от научного руководителя. Важную роль играет научная этика. Когда человек изменяет этому, а другой думает, что тот работает честно, и получаются такие нехорошие ситуации».

«Что касается момента текстуального совпадения, то для гуманитарных наук используется много трафаретных высказываний. Если я напишу откровенный бред, то система покажет 100% оригинальности. А ведь у работы должна быть научная значимость», – оспаривает в беседе с «НИ» результаты проверки профессор доктор политических наук Сергей Черняховский. Он полагает, что качество работы должны определять люди, которые в этом разбираются, а не компьютер: «Те, кто делает недобросовестную диссертацию, в десять раз более тщательно относятся к тому, чтобы программа ничего не показала. Там, где есть коррупция, – там работа покажет 100% оригинальности, так как люди используют все методы, позволяющие обмануть программу». Г-н Черняховский напоминает, что без суда Высшая аттестационная комиссия имеет право лишить человека степени только в течение трех лет после защиты.

Напомним, что скандал с «липовыми» диссертациями разразился в начале этого года. Тогда комиссия Минобрнауки объявила о многочисленных нарушениях в диссертационном совете Московского педагогического государственного университета, проверив 25 диссертаций. «Была поставлена на поток работа по изготовлению фиктивных диссертаций, которые составлялись из фрагментов чужих текстов, сопровождались фиктивными отзывами ведущих организаций, фиктивными списками публикаций, а затем зачастую даже не депонировались в РГБ», – заявил тогда глава комиссии Игорь Федюкин. В итоге ректора МПГУ уволили, а 11 человек лишились своих степеней, в том числе и директор Специализированного учебно-научного центра им. Колмогорова при МГУ Андрей Андриянов. Плагиаторов начали искать и среди чиновников, и среди депутатов. Так, в недобросовестном цитировании обвиняли депутатов Госдумы Владимира Бурматова, Ольгу Баталину, Владимира Гутенева, заместителя председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежду Школкину, депутата и сына Владимира Жириновского Игоря Лебедева…

"