Posted 4 июля 2005,, 20:00

Published 4 июля 2005,, 20:00

Картошкой можно лечиться / Птицы предпочитают белые автомобили / Каждый третий ученый жульничает в исследованиях / Ищите няню / Боязнь прививок полезна для здоровья

4 июля 2005, 20:00

Картошкой можно лечиться

Неожиданное открытие сделали британские ученые из Института исследования пищи. Сравнивая химический состав обычного и генетически модифицированного картофеля, они обнаружили, что в хорошо всем известной картошке в большом количестве содержатся какоамины. Ранее эти редкие вещества были обнаружены только в некоторых травах, использующихся в китайской медицине. Известно, что они оказывают выраженный лечебный эффект при гипертонии и сонной болезни, широко распространенной в Африке.

Птицы предпочитают белые автомобили

В ходе опроса 1760 владельцев автомобилей Лиам Чодэри из университета Бристоля попытался определить цветовые предпочтения птиц, нередко гадящих на крыши машин. Выяснилось, в частности, что пернатые испытывают патологическую страсть к белым автомобилям, для которых риск быть обгаженными в среднем на 40% выше, чем для автомобилей другого цвета. А вот миф о том, что птицы любят исключительно автомобили синего цвета, которые якобы напоминают им море, не имеет под собой никаких оснований. Напротив, автомобили цвета морской волны и черные машины практически никогда не страдают от «бомбардировок» со стороны пернатых. Комментируя это открытие, орнитолог Дерек Тумер предположил, что птицы предпочитают белые автомобили, потому что этот цвет напоминает им о пернатых хищниках.

Каждый третий ученый жульничает в исследованиях

Как показал анкетный опрос 3247 ведущих американских ученых, проведенный Брайаном Мартинсоном из исследовательского фонда в Миннеаполисе, фальсификации в современной науке достигли ужасающих размеров. Каждый третий ученый в течение последних трех лет совершил хотя бы один «незначительный проступок», а именно – сознательный обход общепринятых правил, использование некорректных данных или же сомнительную интерпретацию материала. Шестнадцать процентов ученых мужей меняли проекты, методы или результаты исследования «в ответ на давление со стороны источника финансирования», два процента опрошенных занимались откровенной фальсификацией данных и плагиатом.

Ищите няню

Сенсацией месяца в литературоведческой среде стала книга «Умные девицы: секретная история сказок Гримм», написанная Валери Передайз. Проанализировав переписку знаменитых братьев и их черновики, молодая исследовательница пришла к выводу, что своими волшебными историями Якоб и Вильгельм Гримм обязаны своей няне Доротее Вихманн. Сами братья Гримм описывают ее, как «необразованную, доброжелательную старую крестьянку, знавшую массу занимательных историй, в частности чудесную сказку о Золушке». В этой связи исследовательница вспоминает и других известных сказочников, которые также черпали вдохновение в рассказах нянь, в частности Александра Сергеевича Пушкина и Арину Родионовну. Закономерность, по ее мнению, налицо. «Образованные мужчины не считали, что сказки представляют хоть какую-то ценность для литературы, из-за чего эти истории в течение столетий оставались достоянием нянек, детей и старух. Женщины были главным источником изустных преданий во многом потому, что они были необразованными и не могли выразиться письменно», – считает исследовательница.

Боязнь прививок полезна для здоровья

Страх перед прививками делает иммунизацию более эффективной, считают Фирдаус Дхабхар и Кавита Висманазан из Университета Огайо (США). В ходе эксперимента 20 лабораторным мышам вводился под кожу определенный белок. При этом перед инъекцией половина грызунов была помещена в очень тесные клетки, что вызвало у них умеренную стрессовую реакцию. Спустя 9 месяцев инъекции повторили, тут-то и выяснилось, что у животных, переживших стресс, иммунный ответ был в несколько раз сильнее. Ученые полагают, что кратковременный стресс способствует увеличению количества Т-лимфоцитов, что стимулирует защитные силы организма, и советуют перед прививками сходить на «американские горки» или на фильм ужасов.

Елена ЖУРАВЛЕВА по материалам BBC News, PhysOrg, Yahoo! News, Discovery News, American Journal of Physiology