Posted 4 апреля 2012,, 20:00

Published 4 апреля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:47

Updated 8 марта, 05:47

Церковный раскол

Церковный раскол

4 апреля 2012, 20:00
На следующей неделе Головинский суд Москвы рассмотрит иск жителей Войковского района об отмене итогов публичных слушаний, посвященных строительству церкви в одном из дворов. Жильцы окрестных домов утверждают, что узнали о слушаниях лишь спустя полгода после их проведения. Программа «200 храмов», призванная ликвидироват

Жительница московского района Северное Бутово Ольга Снигирева уже полгода борется против строительства храма на поляне возле пересечения бульвара Дмитрия Донского и улицы Академика Глушко. «Эта поляна давно стала местом семейного отдыха. Таких мест в нашем районе больше нет», – жалуется «НИ» Ольга Снигирева. По ее словам, в районе уже есть одна церковь, строится еще одна, и «нет никаких расчетов о том, что нужно строить храм именно в этом месте, нет никакой общины, которая бы здесь проживала и требовала храм». На этой неделе Снигирева направила обращение в Росприроднадзор: отданная под храм поляна входит в Бутовский лесопарк, и женщина рассчитывает, что поляну зачислят в особо охраняемые природные территории.

Церковь, против строительства которой борется Снигирева, одна из возводимых по принятой московскими властями совместно с руководством Русской православной церкви программе «200 храмов». Программу строительства типовых модульных храмов в спальных районах столицы утвердили летом 2010 года. В Москве примерно 320 действующих храмов, однако более 200 из них находятся в Центральном округе, а на окраинах одна церковь нередко приходится на 100 тыс. и более жителей. Весной 2011-го заложили первый храм на Дубровке возле театрального центра, где в 2002 году захватывали заложников на спектакле «Норд-Ост». В Москомархитектуре «НИ» сообщили, что градостроительные планы уже готовы по 65 участкам, а по остальным проводятся согласования. В финансово-хозяйственном управлении Московского патриархата говорят о 20 начавшихся стройках и планируют закончить 11 из них уже в нынешнем году.

Но некоторые запланированные храмы построены не будут. В марте префектура Северо-Восточного округа отменила решение о возведении храма на Сухонской улице напротив дома №9. Против стройки подписались более двух тысяч человек, недовольные тем, что церковь расположится в 40 метрах от жилых домов, что приведет к «скоплению автотранспорта и народа», а «регулярные громкие звуки от храмовой звонницы отрицательно повлияют на здоровье местных жителей». Для гуляющих же во дворе детей «проведение такого уважаемого обряда, как отпевание, далеко не лучшее зрелище». «Позиция префектуры состоит в том, что строительство не должно происходить на фоне противостояния. Зуда строить храмы у нас нет», – пояснил «НИ» пресс-секретарь префекта Северо-Восточного округа Александр Латышев. По его словам, сейчас для храма подбирают другое место: «Запрос на строительство есть».

Строить храмы в Москве необходимо, настаивает в беседе с «НИ» руководитель пресс-службы Московской патриархии Владимир Вигилянский. По его словам, до революции в Москве была тысяча церквей на миллион жителей, а теперь жителей в 10 раз больше, а храмов – втрое меньше. Обеспеченность храмами в столице (один храм на 40 тыс. жителей) значительно меньше, чем по России в среднем (один храм на 11 тыс. жителей).

Скопление же храмов в центре при их нехватке на окраинах приводит к тому, что многие верующие вынуждены ездить на богослужение, тратя на дорогу по часу-полтора, а пожилым и больным людям такой путь оказывается не под силу. «Городу нужно 600 храмов, и 200 – это только первая очередь», – говорит г-н Вигилянский. По его словам, помимо спальных окраин церкви нужно строить при крупных больницах, а на протесты обращать внимание не нужно.

Наиболее острое противостояние разворачивается там, где под церковь пытаются отдать часть парка или сквера. В районе Строгино после обращений местных жителей власти отказались от проекта строить храм на территории парка «Москворецкий». В районе Восточное Дегунино храм планировали строить на окраине парка «Северные Дубки», и противники строительства не только митинговали и собирали подписи, но и побили председателя ревизионной комиссии прихода, а также в одну из ночей разрушили деревянный каркас на месте планируемой стройки, спилили поклонный крест и выбросили его на помойку. Конфликт продолжался, пока чиновники из районной управы не «разглядели» на месте стройки 290 не подлежащих вырубке деревьев, и храм переместили на расположенную по соседству с парком железнодорожную насыпь.

В Мосгордуму поступили обращения по строительству шести храмов с более чем полутора тысячами подписей, рассказал «НИ» председатель комиссии Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Антон Палеев. По его словам, «конфликтные ситуации возникают только по конкретным земельным участкам, где жители возражают против любого строительства на данной территории». Один из конфликтов уже улажен: жители района Теплый стан сочли неудобным место для храма в низине между дорогами и эстакадой, однако власти настояли, что это место «намолено» – рядом была снесенная в советское время Казанская церковь усадьбы Богородское-Воронино XVII века постройки. Жители смирились, и сейчас там уже начались работы.

Закон обязывает районную управу перед утверждением плана стройки проводить общественные слушания и получать согласие жителей. По проекту храма в 3-м Нижнелихоборском проезде (Тимирязевский район) слушания прошли 15 февраля. Одобрили постройку храма именно в этом месте 13 человек, против выступили 25 (протокол слушаний имеется в распоряжении «НИ»). Однако чиновники объявили, что большинство участников слушаний выступили за храм, прибавив к сторонникам голоса тех, кто выступал за строительство храма с переносом его в другое место (20 человек), а также тех, кто просто отметил свое присутствие, но никакое решение не поддержал (двое). В управе района Северное Бутово о храме, против строительства которого борется Ольга Снигирева, «НИ» сказали, что на слушаниях большинство было «за», а против выступили только трое. Снигирева сообщила «НИ», что не смогла попасть на слушания, так как они проводились в будний день в рабочее время.

Как сторонникам строительства храмов повернуть общественные слушания в свою пользу, рассказывается в памятке, опубликованной православным правозащитным центром «Территория церкви». Среди рекомендаций есть такие: создать «ударную группу» из полутора десятков активистов, которые займут первые ряды в зале, заготовить выступления с цитатами из классиков и «не расстраиваться, если у вас мало сторонников на первоначальном этапе», так как Суворов говорил: «Атакуй с тем, что Бог послал!» При общении же с местными жителями следует рассказывать «о благотворном воздействии колокольного звона на экологию района – от него погибают болезнетворные бактерии, во время эпидемий всегда звонили в колокола».

Иногда слушания попросту проводят в тайне от возможных противников стройки. Жители семи домов в 6-м Новоподмосковном переулке (Войковский район) обратились в Головинский суд с требованием отменить результаты слушаний по постройке храма в их дворе. Слушания по документам прошли в апреле прошлого года, но жильцам стало известно об этом только в декабре. Выяснилось, что храм хотят разместить на только что построенной парковке на 43 машиноместа, под которой проложены газовые трубы. Заседание суда намечено на следующую пятницу.

Сторонники строительства храмов, напротив, усматривают заговор в действиях противников. Руководитель Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов рассказал «НИ», что акции протеста в различных районах организовывают одни и те же активисты леворадикальных движений. По мнению г-на Фролова, «отпевание покойников никому не угрожает, так как покойников, как правило, едут отпевать на кладбищенские храмы», колокольный звон «намного мелодичнее шума автомобилей, но никому в голову не приходит запрещать автомобили», а «тем, кто пугает бомжами при храмах, хочется напомнить народную мудрость не зарекаться от сумы и от тюрьмы».

Из-за нехватки храмов в спальных районах воскресные литургии вынуждены проводить в несколько смен, обосновывает Кирилл Фролов потребность в храмах. Прихожанин храма Параскевы Пятницы в Северном Бутово Александр Кузнецов рассказал «НИ», что литургию проводят дважды – в семь и в десять утра, и рассчитанный на 200 человек единственный действующий храм в 70-тысячном районе заполняется оба раза, хотя места хватает всем.

По данным «Левада-Центра», еженедельно на богослужения ходят около 1% москвичей, относительно регулярно – 4%. «Храмы переполняются лишь дважды в год – на Крещение и на Пасху. И если спросить людей, что построить, большинство будет за детский сад, а не за храм», – говорит «НИ» директор «Левада-Центра» Лев Гудков. Знакомый с реализацией программы «200 храмов» чиновник правительства Москвы подтверждает «НИ», что для городских властей важнее строительство детских садов и поликлиник.

Участие городских властей в программе «200 храмов» сводится к безвозмездному предоставлению участков, а также к созданию типовых проектов храмов (всего разработано восемь проектов храмов вместимостью от 246 до 573 человек). Одним только зданием церкви стройка не ограничится. По словам патриарха Кирилла, при каждом храме будут молодежный центр, служба работы со стариками и беспризорниками, а также воскресная школа. Строительство храма с подведением коммуникаций в зависимости от размера и оформления оценивается в 200–270 млн. рублей. Строить будут на пожертвования: кампания по сбору средств с прихожан уже развернута. «Именной кирпич» в здании храма стоит 100 рублей, «именная напольная плитка» – 250. Но на такие пожертвования здания не построишь, и к финансированию привлекли предпринимателей. Руководитель финансово-хозяйственного управления Московского патриархата епископ Подольский Тихон признает, что среди жертвователей есть и представители других вероисповеданий, в том числе ислама и иудаизма, но противоречия в этом не видит: «Религиозные ценности вечны».

В МОСКВЕ НЕ ХВАТАЕТ МЕЧЕТЕЙ И ИЗБЫТОК СИНАГОГ

Число мечетей в российской столице по сравнению с дореволюционными временами удвоилось: тогда их было две, а в постсоветское время построили еще две. Впрочем, обеспеченность мусульманскими храмами в столице еще ниже, чем православными. В городе, по оценке Совета муфтиев России, проживает 1,5 млн. исповедующих ислам и один храм приходится почти на 400 тыс. верующих. Еще одну мечеть планировалось построить в районе Текстильщики, однако из-за протестов местных жителей стройку отменили. Сейчас власти подбирают другой участок под мечеть все в том же Юго-Восточном округе. Председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин в интервью «НИ» заявил, что за определенным количеством мечетей в городе верующие не гонятся: «Построим одну мечеть – обратимся за разрешением на строительство другой». Однако в качестве примера обеспеченности города мусульманскими храмами шейх Гайнутдин приводит Пекин, где на 250 тыс. мусульман приходится 70 мечетей. Для соблюдения такой пропорции в российской столице нужно построить более 400 мечетей.
Синагог в столице пять, причем две из них построили в постсоветское время, когда число евреев в Москве стремительно сокращалось в связи с эмиграцией. Ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук Розалина Рывкина, изучавшая еврейскую популяцию в СССР и России, утверждает, что лишь чуть более трети из проживающих в Москве приблизительно 100 тыс. евреев исповедуют иудаизм (еще четверть – православные, а остальные – атеисты). Строительство новых синагог в городе не планируется, но уже сейчас исповедующие иудаизм обеспечены храмами значительно лучше представителей любой другой конфессии: одна синагога на 7 тыс. верующих.
Александр КОЛЕСНИЧЕНКО

"